А+ А-

КОНФУЦИЙ -ИДЕОЛОГ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

«Не беспокойся о том, что люди тебя не знают,

                                                                                                                                                 А беспокойся о том, что ты не знаешь людей»

                                                                                                                                                                                                                       Конфуций.

Переосмыслить значимость мыслителя Кун-цзы, основателя конфуцианства, в истории и культуре Китая просто невозможно. Рассуждая о роли личности в истории понимаешь, что в определенное время в определенной стране появляется фигура совершенно уникального человека, выполняющего, словно по некому высшему замыслу, только ему отведенную роль. Таким был великий Конфуций.

Конфуций

Появление на культурно-исторической арене исключитель­ных личностей в конечном итоге предопределяет вектор раз­вития целых этносов, судьбы миллионов людей, динамику политических процессов и формирование религиозных пред­ставлений.

У каждого народа есть свои культурные герои, проповедни­ки и мыслители, чьими стараниями представления о духовно­сти укореняются в массовом сознании. В Китае тремя столпа­ми культуры и религии явились Кун-Цзы (Конфуций), Лао- Цзы и Бодхидхарма — основатели конфуцианства, даосизма и чань-буддизма соответственно. Бодхидхарма — человек при­шлый в Китае, принесший в культуру этой страны весьма специфическую форму буддизма — индийской религии с ярко выраженным персидским подтекстом. Но, так или иначе, его появление спустя полторы тысячи лет после исполнения куль­турно-просветительской миссии Конфуция и Лао-Цзы. не могло коренным образом изменить сформировавшихся века­ми религиозных представлений. Скорее, учение Бодхидхар­мы, лишь дополнило уже выкристаллизовавшуюся специфически- китайскую форму духовности, в основе которой лежит этическое учение Конфуция и представление о Дао, впервые сформированное Лао-Цзы.

Истоки современной китайской ментальности лежат в сложном симбиозе философских учений двух современников, живших в 6 веке до нашей эры. Согласно преданиям, Конфуций не просто был знаком с Лао-Цзы, но и учился у него, однако не стал развивать учения наставника о Дао, а создал свое собственное, которое можно было бы назвать философи­ей идеального общества, если бы таковое могло иметь место. Тем не менее, не смотря на отсутствие некоего идеального общественного устройства, пример Китая убеждает в эффек­тивности основных принципов философско-этического уче­ния Конфуция, с ходом истории ставшего частью общекитай­ского мировоззрения.

Основное ударение конфуцианство делает на этическое зна­чение человеческих отношений, считая мораль прямым про­должением космического (небесного) миропорядка. Сам Конфуций, обосновывая мораль в божественной трансцен­дентности, считал, что именно Небо — его покровитель и ис­точник мудрости. Он говорил: «Небо — творец моей доброде­тели». Его взгляды (и это не удивительно) очень близки зороастрийской этике, согласно которой Арта — небесный ми­ропорядок, проецируясь на человеческое общество, находит отражение в законах, регламентирующих взаимоотношений

Деятели культурной революции в Китае бескомпромиссно выкорчевывали все «пережитки старины», борясь с религиоз­ными предрассудками традиционных китайских религий, так же как большевики в России боролись с наследием правосла­вия. И это не смотря на то, что конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями, в ос­нове коих зиждется представление о Едином Боге — создателе и судии. Ни в конфуцианстве, ни в даосизме нет фигуры Бога как такового, вследствие чего некоторые исследователи даже не считают эти философские учения религиями. Понятие Дао гораздо ближе к Зервану — философской первопричине всего сущего, нежели к Яхве, Аллаху или Христу, и, тем не менее, западные миссионеры-иезуиты, впервые оказавшись в Китае в семнадцатом веке, не сомневались в религиозной природе конфуцианства и даосизма.внутри такового. Согласно этой логике, обществом людей должен управлять сильный и мудрый правитель — помазанник Божий, наделенный высшей властью осуществлять на земле закон небесной справедливости. Уподобляясь Солнцу, яв­ляющемуся энергетическим центром солнечной системы, земной правитель должен быть источником жизненной энер­гии и уверенности для своих подданных, занимающих строго отведенные им места в социальной иерархии. Ни в зороастрийской, ни в конфуцианской модели общественного устройства нет места демократии, поскольку на земле никто не может заменить подлинного правителя, так же как и в небесной иерархической модели планеты и астероиды не могут заме­нить Солнца. И уж точно ни одна кухарка не может управлять государством при таком политическом устройстве — древние персы и китайцы это понимали, современные же предпочли иную, более земную форму правления. Мы по-прежнему на­зываем Китай Великой Поднебесной, хотя связь между небом и землей давно прервалась вместе с установлением в этой стране коммунистической формы правления и забвением | принципов конфуцианства и даосизма.

Дом потомков Конфуция в его родном городе

Собственно говоря, конфуцианство — латинизированное на­звание учения, которое в самом Китае именуется Чжу, что означает «знание». «Знаюшие» — последователи Кун-Цзы  верили, что Небо слышит и видит  так же как видят и слышат люди, и поэтому принимает активное участие в их судьбе Само Небо заботится о благосостоянии людей, но Небо отнюдь не безлич

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

Оксана Гусева

Опубликовала статью

Дипломированный астролог.

  • Возможно, Вам также понравится :