•   Без рубрики
  • 0
А+ А-

Календарная система древних ариев

Об этом говорится во многих священных зороастрийских текстах, таких, например, как «Бундахишн», «Денкарт» и «Меног-и-Храд». «Беседы духа мудрости» («Меног-и-Храд») повествуют: «…Ахриман произвел эти семь планет, тех, что названы семью вождями Ахримана, для того, чтобы похищать и растрачивать счастье — Хварну (Хварна — абстрактная божественная сущность. Сила вдохновения, даруемая небожителями, связанная с огнем и олицетворяющая божественное начало) созданий Хормазда, в противоположность Солнцу, Луне и двенадцати созвездиям. И это касается всякого счастья, которое эти созвездия даруют созданиям Хормазда. Эти семь планет отбирают его у созвездий, Солнца и Луны столько, сколько могут отнять, и отдают его демонам и злодеям, чем увеличивают их могущество

Солнце и Луна, чье движение по двенадцати благим созвездиям и составляет основу календаря, почитались самыми святыми созданиями Господа Хормазда. Солнце — источник жизни и Луна — ночной светоч наряду с двенадцатью созвездиями были названы в откровении вождями, и от них зависело распределение Хварны, счастья, благополучия и здоровья между смертными. Подчеркнем: календарь считался хранилищем Хварны — Божественного дара харизмы(Харизма  от греч. charizma — «милость, божий дар» — гениальность, исключительная одаренность), отмеченности и благодати. Лишь наличие Хварны, верили зороастрийцы, может позволить человеку преодолеть условности предопределения, вырваться из под власти рока и фатума, диктующего человеку свою волю посредством влияния порожденных Ахриманом планет.

Последователи пророка Заратуштры были абсолютно убеждены в том, что Хварну дарует Солнце, ведь они даже называли его Хваршат, то есть «блестящее», «светящееся», — именем, однокоренным слову «Хварна». Фарн, или иначе — Хварна, изображался как сияющий нимб над головой осененного Божественной благодатью человека. Впоследствии этот образ проник в буддийскую и христианскую иконографию, став непременным атрибутом пророков и святых. По мнению зороастрийцев, Хварну, а вместе с ней и сверхспособности может получить и простой человек, но вот удержать ее в состоянии только истинный праведник.

В авестийской книге «Яшт», в «Ривайятах» и «Шахнаме» описывается легендарный царь Йима, трижды лишавшийся Хварны, которая отлетала от него в образе мифической птицы Варагн. В первый раз Хварна покинула Йиму, когда он по наущению дьявола накормил голодных людей мясом; второй раз — когда он позволил своей сестре вступить в порочную связь с демоном, отчего на земле появились обезьяны, медведи и снежный человек; в третий и последний раз Хварна покинула Йиму, когда он, обольстившись собственными многочисленными благодеяниями, назвал себя Богом. После такого страшного кощунства небеса окончательно отвернулись от него, и он стал добычей кровожадного Аждахака (Аждахак, Ажи-Дахака — «Змей-Дахака». В Авестийской традиции — трехглавый змей, созданный Ангра-Манью на погибель мира. Его тысячелетнее правление было прервано героем Траэтаоной /у Фирдоуси — Феридун/, который приковал змея к скале до скончанья времен), который распилил его тело надвое. Этот мифологический образ прекрасно демонстрирует нам результат неправильного использования божественного дара.

Но само понятие Хварны было для зороастрийцев многогранным. Ведь дар Божий может проявиться либо как талант и гениальность, либо как здоровье и долголетие, либо как слава и благосостояние. Кстати, к материальным ценностям зороастрийцы, в отличие от христиан, относились вполне почтительно, и бедность для них ассоциировалась с нежеланием и неумением работать. Подобное отношение к земным благам было и у наших предков, достаточно лишь вдуматься в смысл таких слов как «благосостояние», «богатство», «богатырь», чтобы убедиться в этом.

Зороастрийцы, жившие в строгом соответствии с календарными ритмами, разделяли Хварну на три вида, которые соотносились с тремя основными понятиями их религиозного календаря.

Высшая отмеченность, так называемая Царская Хварна, соответствует календарному году. Она дается Создателем редчайшим людям как дар. Наличие Царской Хварны позволяет ее обладателю изменять предначертание и самому формировать будущее, подчинять и вести за собой целые коллективы людей, но вместе с тем налагает на человека бремя огромной ответственности за судьбы других. Зороастрийцы считали, что из всех людей, рожденных в течение одного года, лишь один может быть истинным обладателем Царской Хварны. Иметь Хварну Жрецов могут 12 человек, рожденных в один год — по количеству месяцев в году. Хварна Жрецов соответствует календарному месяцу и дается лишь тем, чей род является образцовым с точки зрения нравственности и чистоты. Хварна Жрецов наделяет людей мудростью и налагает на них ответственность за сохранение устоев и традиций. В отличие от Царской Хварны, связанной с будущим временем, Жреческая связана с прошлым, она передается по наследству в виде талантов, способностей и профессиональных навыков. Хварна Жрецов — это династийная отмеченность.

Но есть и третий вид Хварны, который не даруется Богом, как Царская, и не передается по наследству от предков, как Жреческая. Наличие или же отсутствие ее полностью зависит от выбора самого человека. Это так называемая Хварна Воина, или Общинника, связанная с моментом настоящего времени. Эта отмеченность дается по заслуге добрых дел, исполнения долга. Этот вид Хварны соответствует самому малому делению зороастрийского календаря, а именно — одному из тридцати дней календарного месяца. Поскольку зороастрийский религиозный год включал 360 дней, считалось, что 360 человек, рожденных в течение одного года, могут быть носителями Хварны Воинов. Подобно тому, как каждому из 12 месяцев соответствовал особый вид Хварны Жрецов, так и с каждым днем тридцатидневного месяца связан особый вид Хварны Воинов.

Каждый год 32-летнего календаря, каждый месяц года и каждый день месяца были посвящены тому или иному изеду — созданн

Страницы 1 2 3

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :