А+ А-

Иммануил Кант. Искатель истины и Бога.

ерьезный естествоиспытатель не может отрицать, что Бог существует. Тот, кто так глубоко заглянул в мастерскую Бога, кто мог в такой степени восхититься Божьей мудростью, не может не преклонить колени перед этим высшим духом».
Ю. Либих (1803 -1874), немецкий химик, сказал емко и осмысленно: «Величие и бесконечную премудрость Творца сможет постичь лишь тот, кто научился читать в великой книге, называемой природа». Мысль П. Сабатье (1854 – 1941), французского химика, лауреата Нобелевской премии, полностью снимает противоречия между знанием и верой: «Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом».
Цитировать великих людей можно очень долго, но для того, чтобы подвести некоторую черту, дабы оградить представителей науки от обвинений в безверии и атеизме, хочется привести высказывание английского философа Френсиса Бекона, жившего в XVI в.: «Малое знание уводит от Бога, большое — приводит к нему».
Познание — единственный путь к постижению Истины, пониманию Божьего замысла, ответу на вопрос: «чего ждет от нас тот, кто создал этот мир?» Кем был бы человек, если бы он не обладал верой и знанием? Чем бы он отличался от животного? Знание и вера — украшение человеческого духа, без них он ущербен. Знание и вера — две половины одного целого и нельзя разделять эти понятия, ибо слепая вера, впрочем, как и лишенное духовной опоры знание одинаково разрушительны. Господь дал человеку разум, Господь вдохнул в человека душу, и любая попытка разъединить это святое единство противоестественна по своей природе. Жизнь без веры лишена света, жизнь без знания лишена смысла, что в конечном итоге — одно и то же. Истина заключается в том, что человек целостен по своей природе и в восстановлении изначальной целостности духа, души и тела лежит путь к обретению благодати, путь к Богу, наделившего нас стремлением к совершенству.
Стремление к Истине свойственно пробужденному человеческому духу и практически все основатели религиозных традиций, взывая к своим последователям, апеллировали непосредственно к самой Истине, как высшей мудрости Господа. Иммануил Кант не был основателем религии, но он – верующий человек – стал основоположником классической немецкой философии – одного из высших достижений человеческого ума. Даже находясь на позициях критического разума, Кант не смог найти доказательств отсутствия Высшего разума. Более того, логические рассуждения привели его к единственно правильному выводу – мир создан Творческой силой высшего порядка. Философ писал: «Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала». Не случайно имя философа Иммануил в переводе с еврейского языка означает «С нами Бог» — мыслитель прожил долгую жизнь с Богом в сердце, соблюдая заповеди и нравственные императивы.
Кант не разделял понятие нравственности и Божественного. Его трактовке понятия веры близко зороастрийское представление о Даэне – божественной субстанции, пребывающей в человеке. Даэна – это совесть, вера и морально-нравственный закон, наполняющий душу человека глубинным содержанием. Зороастрийцы считали, что вера без нравственного содержания не является верой, и посему человек, совершающий злодеяние под прикрытием религии, является злодеем вдвойне. К подобным взглядам пришел и Кант, о чем свидетельствуют его слова: «Если я принимаю веру в качестве принципа безотносительно к морали… то такая вера вовсе не часть религии».
Категорический императив Канта говорит об убеждениях философа емко и кратко: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству как к цели и никогда не относился к нему только как к средству». Этот постулат очень близок «золотому правилу нравственности»: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Согласно Канту человек есть высшая ценность. У каждого индивидуума есть свое достоинство, которое он оберегает. Но он должен понимать, что достоинство другого человека, есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка, и поступки эти оцениваются с позиций категорий добра и зла.


Кант в последние годы жизни

Кант задается вопросом: «Есть ли во внешнем мире эталон, образец добра?» Среди конкретных личностей такого эталона нет, так откуда же у нас представление о добре и зле? Философ приходит к единственному выводу – оно дано нам свыше. Символом нравственного идеала может быть лишь Всепрощающий Премудрый Господь.
Перенося проекцию Божьего промысла на устройство человесечкого общества, Иммануил Кант создает модель общественного устройства, очень близкую взглядам зороастрийцев. Кант был сторонником просвещенной монархии, он был убежден, что каждый член общества должен обладать правом голоса и другими правами, присущими демократическому обществу, но во главе государства должен стоять избираемый монарх, лучший из лучших, на деле доказавший свою преданность государственным интересам.
Широта взглядов Канта поражает – создав теорию происхождения Вселенной, он попытался перенести принцип небесной гармонии на устройство человеческого общества, предвосхитив на несколько веков объединение Европы в экономический и политический союз. Будучи философом, Иммануил Кант оказался настоящим пророком. В трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».


Музей Канта в Калининграде

Кант не был наивным утопистом – Телец по Солнцу не должен впадать в иллюзии – но он упорно проводил линию миротворчества и гармонизации отношений, как ме

Страницы 1 2 3 4 5 6

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :