
Огюст де Монферран — великий архитектор
е устроило ни предложенное ему жалование, ни сама идея посвятить себя декоративно прикладному искусству — ведь не ради этого он покинул родину! В конце концов, Бетанкур, будучи директором института путей сообщения, согласился взять Монферрана на работу, связанную с распоряжением Александра I поручить кому-нибудь разработать проект реконструкции Исаакиевского собора. Маститые архитекторы, занятые многочисленными строительными проектами в бурно развивающейся столице Российской империи, не спешили принимать участие в конкурсе на реконструкцию храма, который уже не единожды подвергался серьезной перестройке.
Те же, кто предложил свои проекты к рассмотрению, предполагали полностью снести предыдущую постройку, запроектированную еще Ринальди, и на его месте осуществить строительство нового собора. Однако подобная постановка вопроса не устраивала государя Александра I, одно из требований которого состояло в необходимости сохранить большую часть ринальдиевского здания. Таким образом, будущий величественный собор ждал своего архитектора, и им суждено было стать молодому французу, не имевшему за плечами колоссального строительного опыта, но жаждавшему увековечить свое имя возведением какого-либо грандиозного сооружения.
Сейчас немногие знают, что величественный Исаакиевский собор, являющейся высочайшей архитектурной доминантой центра города, был построен на месте четырежды перестраивавшегося храма в честь Исаакия Далматского. Святого, день памяти которого совпал с днем рождения Петра I — основателя города не Неве — почитали в качестве небесного заступника Санкт-Петербурга. Неудивительно, что строительство Исаакиевского собора стало знаковым явлением для города в частности и для истории русской архитектуры в целом.
Итак, Бетанкур взял Монферрана на работу, позволив ему во время занятий проектированием пользоваться библиотекой института. Молодой француз зря времени не терял.
Вторая версия Исаакиевского собора
В связи с предстоящей работой по проектированию Исаакиевского собора Монферран, разыскивая в библиотеке увражи, перерисовывал храмы, изучая крупнейшие культовые здания Европы и мира. В возрасте тридцати лет будущий отец русской эклектики уже творил вне ограничений какого-либо архитектурного стиля. Синтетический склад ума русского француза, обогащенный знакомством с лучшими образцами европейской архитектуры разных стилей и школ, породил эклектическое мироощущение, отразившееся в дальнейшем на всех творениях архитектора.
Обращение Сатурна по знаку Водолея, не терпящего никаких ограничений, способствовало резкому профессиональному росту архитектора (еще бы, Сатурн-то в зените!), но основанием к возвышению Монферрана стал абсолютно эклектический набор эскизных проектов Исаакиевского собора, попавший в руки все того же Александра I. Опять сработал королевский градус Меркурия в гороскопе Монферрана, суливший ему помощь влиятельных лиц.
Третья версия Исаакиевского собора
По свидетельству современника, Монферран «составил разом 24 проекта, или, лучше сказать, начертил 24 прекраснейших миниатюрных рисунка, и сделал из них в переплете красивый альбом. Тут все можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников». Этот альбом был передан Бетанкуром Александру I, запомнившему Монферрана еще по
встрече в Париже. Прыть молодого архитектора и его готовность творить в самых разных стилях были по достоинству оценены императором, назначившим Монферрана придворным архитектором. Сие достопамятное событие имело место 21 декабря 1816 года — менее чем через полгода
Подытоживая сказанное, можно лишь заключить, что творчество Огюста Монферрана — ярчайшее явление на стыке двух архитектурных эпох. Пока К. Росси еще только создавал свои великолепные классические ансамбли, Огюст Монферран в своих новаторских исканиях ушел далеко вперед и произвел на свет великолепные образцы эклектики.
Величественное творение Монферрана — четвертая и последняя версия Исаакиевского собора
Подлинному гению невозможно удержаться в рамках одного стиля, ибо он сам и его творчество являются основанием для возникновения нового стиля. Монферран, будучи крупнейшим мастером позднего классицизма, предвосхитил пути дальнейшего развития русской архитектуры — от классицизма к эклектике, первым сделав шаг в направлении зодчества второй половины XIX века.после приезда в Россию никому не известного архитектора. Еще вчера он был лишь неплохим, подающим надежды рисовальщиком, а сегодня ему уже доверено строительство грандиозного собора. Какой невероятный карьерный рост в течение каких-то считанных месяцев! Вот что значит оказаться в нужном месте в нужное время