
Огюст де Монферран — великий архитектор
чезает с небосвода, переживая мифологическую смерть, и синхронно с нею вся природа переживает мучительное время новолуния. Уже давно замечено, что на смену лунных фаз особенно остро реагируют тонкие натуры, а также люди, страдающие хроническими заболеваниями. Астрологи же утверждают, что люди, в гороскопах которых Луна находится в сильном, либо напротив — ущербном положении, реагируют на новолуния и полнолуния еще более остро, чем просто метеозависимые люди. Огюст де Монферран, в космической карте которого Луна находилась в падении в знаке Скорпиона, относился как раз к такому типу людей. Июльское новолуние 1858 г. оказалось для него роковым, поскольку оно было отягощено рядом удручающих астрологических факторов, среди которых нельзя не отметить транзита Марса по Луне, а Урана по Марсу. Физическое состояние 72-летнего архитектора оставляло желать лучшего, хроническая болезнь вошла в острую фазу и…
Транзитное движение Марса по радикальной Луне практически всегда приводит к обострению хронических заболеваний, что и имело место в случае с архитектором Монферраном. 10 июля 1858 года в результате острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного ранее воспаления легких, зодчий скончался. В те времена эту болезнь называли «грудной жабой», а грудь, как известно, в астроморфологии человеческого тела соотносится с зодиакальным знаком Рака, в котором на радикальном Уране архитектора в момент его смерти собрался планетарный стеллиум — Солнце, Луна и Меркурий (светила жизнеподатели и планета, ответственная за дыхание). Уран, находившийся в космограмме выдающегося архитектора в изгнании (знаке Рака), с одной стороны, был его важнейшей планетой (как управитель Солнца), а с другой стороны — ахиллесовой пятой, самым уязвимым местом в его карте рождения. Более того — Луна, управляющая Ураном, находилась в радиксе Монферрана в еще более ущербном положении — в падении в Скорпионе. Поэтому-то новолуние на радикальном Уране не могло пройти бесследно для престарелого архитектора.
О значимости Урана в гороскопе зодчего стоит сказать особо. Уран — не просто диспозитор (управитель) солнечного знака рождения Монферрана, это планета провозвестников новой эпохи, свободолюбивых авантюристов, способных на настоящие поступки. Французский архитектор был не просто Водолеем, он был подлинным «уранистом» — настоящим новатором, искателем нетрадиционных путей и нестандартных решений. Скопление планет в Водолее в сочетании с влиянием Урана в знаке Рака сообщило характеру Огюста Рикара необходимый импульс для отрыва от национальных корней и поиску своего счастья на чужбине — в новой обстановке, среди новых людей и новых возможностей (Водолей – знак смерти для Рака, символизирующего связь с домом и национальными традициями). Страна, находящаяся под небесным покровительством Водолея, и ставшая домом для сотен талантливых инженеров, архитекторов, художников и ученых со всей Европы, влекла Водолея Монферрана как магнит.
Поражение Наполеоновской армии в войне и триумф русского оружия подтолкнули архитектора к выбору нового места приложения усилий. Можно было бы упрекнуть Огюста Рикара в предательстве национальных интересов, ведь он участвовал в войне в составе наполеоновской гвардии, пока не получил ранения в битве при Лейпциге. Но если учесть, в какой обстановке прошло детство и юность Монферрана (безумие французской революции, восшествие на престол императора Наполеона и его поражение в войне с Россией), то станет понятна степень разочарования молодого француза в национальной идее. Ему хотелось мира, покоя и возможности творить. Не удивительно, что среди проектов, предложенных Монферраном к рассмотрению его Величеству Александру I, был проект «Колонны в честь всеобщего мира», в которой угадываются очертания будущей Александровской колонны, воздвигнутой им в 1830-1834 годах.
Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Колонна в память императора-победителя стала своеобразным русским ответом на воздвижение в Париже Вандомской колонны, прославляющей победы наполеоновских армий. Причем за русских ответил никто иной, как француз Монферран, участвовавший в войне на стороне Франции — таковы причуды истории. Но как бы там ни было, Александровская колонна, ставшая оптическим фокусом Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, градостроительным контрапунктом и просто украшением города на Неве, явилась лучшим примером творческого синтеза европейской инженерной мысли и поистине русского размаха. Высота Александровской колонны (47,5 м) больше Вандомской. Но главное отличие петербургского монумента состоит в том, что он вырублен из единого огромного гранитного монолита. Аналогов этой колонне в мире нет, хотя прототипы, конечно, имеются (колонна Траяна в Риме, колонна Нельсона в Лондоне, Вандомская колонна в Париже). Что может быть величественнее природной красоты и мощи гранита, подчеркнутой удивительной красотой пропорций, лаконизмом формы и чистотой линий? Монферран оставил поверхность колонны гладкой, лишив ее каннелюров, в чем оказался абсолютно прав. Горящий на солнце гранитный монолит возносит