КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ АРИЕВ
Как уже отмечалось, вопросам, связанным с временем, одним из проявлений Зервана, в зороастризме уделяется огромное внимание. При этом учитывается очень много циклов, каждый из которых определяет особенности эволюции того или иного проявления мира. В пределах каждого цикла выделяется множество фаз, малых циклов, частей, учет которых позволяет выявить глубинные нюансы вызванного им явления, а также скрытые причинно-следственные взаимосвязи.Так, для циклов, связанных с движением планет, учитывают не только особенности данной планеты и проявляющихся через нее высших сил, но и характеристики знаков Зодиака, в которых находится планета, и особенности отдельных градусов каждого знака. Для глобальных циклов мироздания надо учитывать еще и характеристики отдельных минут каждого градуса, секунд и даже долей секунд. Особое место в зороастризме занимают два светила: Солнце и Луна (Луна так же, как и Солнце, считается светилом, ночным светилом, вследствие чрезвычайной важности ее влияния на земные процессы). Помимо циклов прохождения светил по Зодиаку выделяются также и циклы, связанные с вращением Земли, с восходами светил над горизонтом и заходами за горизонт. Проще говоря, для Солнца — это смена дня и ночи, смена солнечных дней, для Луны — это смена лунных дней. При этом за начало солнечного дня берется восход Солнца над горизонтом в данной точке Земли, концом данного дня считается начало следующего. Для лунных дней началом и концом является восход Луны. В результате образуются два календаря: солнечный и лунный. В солнечном календаре выделяются месячные периоды и годичный период. В лунном — период так называемого синодического месяца (период между двумя новолуниями, составляющий около 29,53 суток).
В научно-популярной литературе, посвященной различным календарным системам, нередко приходится читать, что все календари древнего мира были очень неточными, специально запутанными коварными жрецами для поддержания своего авторитета и т.д. Возможно, доля истины здесь и есть. Однако в отношении зороастрийского календаря эти обвинения явно необоснованны.
Как известно, основная проблема при составлении солнечного календаря состоит в том, что за время прохождения Земли вокруг Солнца она поворачивается вокруг своей оси нецелое число раз. То есть продолжительность года равняется нецелому числу дней (около 365,2422). В современном календаре эту проблему решают установлением продолжительности года в 365 суток и раз в четыре года добавляют одни сутки (високосный год). Для достижения еще большей точности один раз в 100 лет (в год, номер которого кратен 100) високосный год исключается. Но если номер года кратен 400, то високосный год не исключается. Именно за счет этого современный календарь (григорианский) точнее, чем применявшийся ранее юлианский календарь, в котором раз в 128 лет накапливается ошибка в одни сутки. Отметим, что русская православная церковь в настоящее время продолжает придерживаться юлианского календаря, ошибка которого сейчас составляет 13 суток. Впрочем, григорианский календарь также не очень точный: продолжительность года в нем отличается от истинной на 26 секунд (ошибка в одни сутки накапливается примерно за 3300 лет). Так обстоит дело с продолжительностью года. Следует также учесть, что за начало года в последние века в разных странах брались различные даты. Сейчас большинство стран остановилось на дате 1 января. Год делится сейчас на 12 месяцев, длительность которых составляет от 28 до 31 суток, что также не способствует упрощению календаря. Посмотрим теперь, как же решается проблема солнечного календаря в зороастрийской системе.
Начнем с того, что, как уже упоминалось, началом года в зороастрийском календаре считается совершенно объективное космическое событие — весеннее равноденствие. Причем каждый год начинается именно после того, как оно совершается (по современному календарю зороастрийский Новый год приходится на 21 или 22 марта). Поэтому говорить о неточности календаря, о накапливаемости ошибки не приходится, гак как каждый год проводится его коррекция. Год включает в себя 12 месяцев (аналогично делению Зодиака на 12 знаков). При этом каждый месяц в отличие от современного календаря состоит ровно из 30 солнечных дней. Эти 12 месяцев составляют 360 суток. Согласно авестийским текстам, именно такой была продолжительность года до вторжения в наш мир Ангра-Майнью, внесшего дисгармонию (то есть год делился на 360 суток так же, как зодиакальный круг делится на 360 градусов). Остающиеся после 360 суток пять или шесть дней называются днями плача и скорби по утраченной гармонии мира и не входят ни в один месяц. Не правда ли, такая организация календаря ничуть не менее, а даже более логична, чем современного? Но главное, она соответствует объективному устройству мира и не зависит от прихотей всевозможных реформаторов календаря и желаний правителей.
Отметим, что зороастрийский календарь очень древний, его происхождение теряется в глубинах истории. Когда Заратуштра пришел на Землю в начале эпохи Овна (более четырех тысяч лет назад), он застал этот календарь уже сформировавшимся и включил в него лишь 2—3 праздника. Причем календарь этот универсальный и вечный. Хотя какие-то небольшие изменения, связанные с эпохами, могут быть, но в своей основе календарь останется неизменным, пока существует наш мир. Календарь включает в себя несколько циклов, вложенных один в другой, и каждый цикл, каждая фаза всех циклов имеет свою особенность, свою характеристику. Календарные циклы отражают глобальный цикл мироздания, и их значение огромно. Именно поэтому зороастрийский календарь так подробно разработан.
Календарные циклы в зороастризме имеют даже большее значение, чем циклы планет, циклы гороскопа, так как планеты постоянно смещаются, их положения никогда не повторяются, они вносят в мир большую путаницу, через них в мир вносятся обольщение и оскверне