Календарь и астрология. Авестийский подход.
Календарь и астрология
Календари бывают разные. Чаше всего за основу в них берутся циклы движения двух светил — Солнца и Луны. Но иногда используются циклы и других планет. Так, например, в основу восточного календаря положено движение такой планеты, как Юпитер. Бесспорно, что все календари имеют отношение к астрологии, однако, очень часто календарные системы противопоставляют этой древнейшей науке.
Практически все религиозные традиции связаны с различными календарными системами. В основу религиозной практики и религиозной жизни представителей подавляющего большинства вероисповеданий положены определенные календарные циклы. По-видимому, именно благодаря признанию доминанты календаря как основы, упорядочивающей жизнедеятельность человека, многие религиозные традиции приходят к резкому отрицанию астрологии. Их аргумент ясен и лаконичен: зачем нужна астрология, если есть раз и навсегда признанный сакральный календарь. Если человек живет по нему — отмечает праздники, постится — и все это у него вписывается в солнечные и лунные циклы, то этого вполне достаточно. С этой точки зрения все остальное — от лукавого, это уже почти что грех. Поэтому очень часто можно встретить высказывания, что астрологией пользовались в те времена, когда люди были темны и невежественны, а теперь, после того как бессмертное учение было спущено на Землю и получило здесь свое воплощение, ничего другого для того, чтобы жить правильно, уже не требуется. Примерно так рассуждают противники астрологии.
Существует и прямо противоположная точка зрения, очень характерная, к примеру, для западных астрологов. Многие из них считают, что для того, чтобы помочь человеку разобраться в своей судьбе, учитывать календарные циклы вовсе не нужно. По их мнению, используя гороскоп, можно все рассказать о программе жизни его владельца. А раз так, то календарь здесь не играет никакой роли.
Таким образом, в наше время в рассмотрении вопроса о соотношении астрологии и календаря существуют две крайние позиции, смысл которых можно выразить в следующих концепциях:
1. Зачем нужна астрология, если есть календарь?
2. Зачем нужен календарь, если есть астрология?
На самом деле сторонники этих позиций не понимают, что в данном вопросе одно не отделимо от другого, что ка¬лендарь тесно взаимосвязан с астрологией, а астрология — с календарем, и это вовсе не взаимозаменяемые вещи.
Большой вклад в исследование календарных циклов и астрологии внесли зороастрийцы, которые были, наверное, одними из первых, кто занимался изучением этих вопросов очень серьезно. Они считали, что астрология и календарь, на самом деле, описывают совершено разные состояния мира, и поэтому не могут быть взаимозаменяемыми. А вот что это за состояния, следует разобраться более детально. И разговор о календарных циклах мы начнем с вопроса: «Для чего нужны календари и к чему они нас призывают?».
В высшем понимании этого слова календарь — это принятая за основу система счета временных циклов, на основании которой определяются основные направления жизнедеятельности человека, которые организуются и упорядочиваются в соответствии с высшими космическими законами. Эти циклы были даны высшими силами как некий постулат, с помощью которого упорядочена жизнь людей, поэтому можно сказать также, что календарь — это Божественный закон, выраженный во времени, и повторяющийся через определенные периоды, имеющий циклическую закономерность.
Этот смысл в понятие календаря вкладывают, в частности, христиане. То же самое можно прочесть и в зороастрийских текстах, написанных за много столетий до рождения Христа. Зороастрийцы считали, что Закон Божий, проявленный в жизни любого человека, организующий и упорядочивающий ее во времени, можно прочесть через циклические, повторяющиеся закономерности, отраженные в движении двух светил — Солнца и Луны.
Но зороастрийцы исследовали не только циклы Солнца и Луны. Ими учитывалось также и движение Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна — то есть всех видимых невооруженным глазом планет. В сублимированном виде планетарные циклы находят свое отражение, например, в связи каждого дня недели с одной из этих планет. Далее мы будем подробнее говорить об этих циклах.
А теперь, прежде чем вернуться к поставленным выше двум вопросам, необходимо разобраться, в чем состоит коренное отличие календаря от астрологии.
Календарные циклы изначально уже содержат в себе циклы движения планет, то есть они напрямую связаны с астрологией. Но дело в том, что календарные циклы едины для всех людей, сопоставляющих с этим календарем свою жизнь, в календаре нет места для проявления индивидуальности. По своей сути, календарь — это отражение Божьего закона. В нем содержится информация о том, что нужно делать каждому человеку на Земле в определенное время (каждый год, месяц, день и т. д.). Именно этим календарные традиции и отличаются от астрологии и гороскопа. Можно даже сказать, что календарная идеология — это религиозная практика, выраженная через календарные циклы, это идеологические установки, получившие отражение через временные циклы. Любой календарь содержит информацию о том, что правильно, а что нет, что нужно делать в данный момент, а чего делать не следует. Взять хотя бы религиозные праздники. Например, Пасха или Рождество у христиан и Ноуруз у зороастрийцев отмечаются независимо от личностных программ тех, кто исповедует эти религии.
Астрология же, в отличие от календарной системы, базируется на человеческой индивидуальности. Гороскоп раскрывает персональную программу человека в этой жизни, с чем он пришел в этот мир, какими свойствами наделила его матушка-природа. Кроме того, гороскоп