А+ А-

КАЛЕНДАРИ -ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ

а.
Славяне-язычники обожествляли Солнце, а также чудодейственное влияние Огня, Воздуха, Земли, Воды и других реальных сил Природы, наблюдая за ними и систематизируя свои сведения о них. По мере развития производственной деятельности обогащался не только практический опыт людей но и духовно-религиозный. Все это находило свое отражение в календаре, расширяя его задачи. Позднее на Руси календарь стали назыать Месяцесловом.
Месяцеслов – это народный календарь в котором по дням, неделям и месяцам года расписан полный круг крестьянского туда семейного быта, народных праздников и гуляний, представляющий собой вершину народного творчества, которое развивалось на протяжении многих столетий. Он вобрал и себя науку общения русского хлебопашца с Землей и Космосом, со стихиями и явлениями Природы, с предками, с Добром и Злом окружающего мира.

Месяцеслову, в отличие от календаря свойственен был двойной сюжет, отражающий «годичный» и «жизненный» круг реальной действительности и духовной жизни человека. Он разделяет всех своих героев и действующих лиц на три мира расположенных по вертикали.
Верхний мир, так называемую «Небесную деревню», заселяют «небесные» крестьяне или другими словами, Герои: Никола и Егорий Мужицкие, Масленица и Коляда, Козьмодемьян и Батюшка Покров, Ранопашцы и Серповидцы, Коровницы и Льняницы, Заревницы и Гусепролеты, Олена Долгие Льны и Иван Медвянее Росы, Арина Журавлиный Лет и Тимофей Полухлебник. Все они обожествлялись, наделялись лучшими человеческими качествами, считались заступниками и хранителями крестьян от всякой нечисти.
Нижний мир или подземный — Лукоморье, царство тьмы, населен домовыми и полевыми, русалками и полудницами, шишигами и анчутками, отяпами и немытниками, лихоманками и мороками, окаяшками и всякой прочей нечистью — от хохлика и мохнатика до огненного змея и самого сатаны. Это то самое лукоморье, столь красочно описанное Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила».


И, наконец, третий мир — Земной, самый сущий, включал в себя живую природу и человека. Его главные действующие лица — люди в труде и семейной жизни: Хозяин и Хозяйка, Молодые и Старики, Женихи и Невесты, Молодцы и Девицы, Бабка, Роща (подростки) и Дети. Именно Мир Людей своим каждодневным трудом, семейным исполнением природного закона жизни, мыслями, словами и делами должен был решать нравственные и эстетические законы и идеи Месяцеслова: борьбы Света и Тьмы, Тепла и Холода, Жизни и Смерти, Добра и Зла.
По Месяцеслову будничные недели обязательно должны были сменяться праздничными днями. Главным праздником древних славян считалась Коляда, святочные обряды которой проводились в период зимнего солнцеворота. Во время святок проходили различные игры, ряжения, маскарады, гадания. Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование — хождение по дворам с пением песенок-колядок. Важный мотив колядки — конкретное пожелание тому, в адрес кого ее исполняют. Следующим за святками большим годовым праздником была Масленица, имевшая аграрно-магическое значение: проводы Масленицы означали проводы зимы и заклинание, приветствие наступающей весны. С ускорением прихода весны (зазыванием весны) был связан обычай печения из теста жаворонков и игры с ними. Их усаживали на плетни, заборы, бегали с ними по улице, призывая прилет птиц — символов и предвестников весны. Этим же целям служили песни-веснянки, исполняемые девушками. В день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня, отмечался праздник Ивана Купалы, когда собирали целебные травы, разжигали костры, купались в водоемах, водили хороводы, пели купальские песни и искали в лесах мифический цветок папоротника. В течение года отмечались также Комоедины, Ляльник и Юрьев день (весной), праздники Ярилы и Перуна (летом), Рожаниц и Макоши (осенью).

Древнейшие словено-русские святцы (календари) находятся при Остромировом евангелии 1057 года, элементы хронологии календаря содержатся в «Изборнике Святослава» 1073 года. В 1136 году в Новгороде появилась астрономическая рукопись «Кирика диакона и доместика новгородского Антониева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет», В ней автор описывает, как люди считают и измеряют время, излагая основы лунно-солнечного календаря. В переводе на современный русский язык одно из мест рукописи звучит так: «Расскажу, сколько месяцев бывает в году. Пусть будет известно, что в одном году книжных месяцев двенадцать, лунных оке месяцев бывает тоже двенадцать, но от каждого года остается по одиннадцать дней. Эти дни каждый третий год составляют тринадцатый месяц. Все месяцы имеют по четыре недели. Тринадцатый же месяц полный с одним днем».
В дальнейшем, спустя четыре века, И. Федоровым была издана «Хронология», немалое влияние на которую оказал календарь. А в XVI-XVII веках за днями и неделями народного календаря закрепили собственные имена, осмысленные художественно и мировоззренчески, и тем самым русский Месяцеслов получил свое идейно-художественное завершение, вобрав в себя многовековой опыт развития народного творчества и сознания.
В 988 г. н.э., когда князь Владимир Святославович отрекся от языческой веры и принял христианство, была введена византийская эра летоисчисления от «сотворения мира», которая просуществовала свыше 700 лет. Лишь в 7208 г. по этому счислению после указа Петра I появилась эра от «рождества Христова», и 7208 год от «сотворения мира» был заменен на 1700 год от «рождества Христова» — летоисчисление, которое сейчас называют «старым стилем». В связи с таким переходом было решено считать за начало нового года не 1 сентября, как принято в календарях византийской эры от «сотворения мира», а 1 января. Попытки ввести в действие «новый стиль» (григорианский календарь) встретили непреодолимое сопротивление православной церкви, считавшей неприемлемым для себя использовать «католический» календарь.
Систематический выпуск календарей в России

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :