А+ А-

КАЛЕНДАРИ -ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ

f=»http://astro.kh.ua/08/%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b4%d0%b0%d1%80%d0%b8-%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b8-%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8/8-35/» rel=»attachment wp-att-2304″>
Шах Ирана Реза Пехлеви

Среди последних жертв «игр со временем» необходимо упомянуть последнего шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви. 21 марта 1976 г. он провел реформу иранского календаря солнечной хиджры с целью возвеличить шахскую Ахеменидскую династию путем введения новой эры от ее основания. 1976 г. григорианского календаря был объявлен 2535 г. шахиншахской династии. Разумеется, в исламской стране подобное нововведение, прославляющее великое зороастрийское прошлое Ирана, не могло не вызвать народных волнений. Исламская революция, произошедшая через три года, низложила шаха, и Мухаммед Реза Пехлеви умер в иммиграции от рака в 1982 году — его постигла обычная участь реформаторов календарей.
Древние прекрасно знали, сколь опасными могут стать попытки искусственным образом корректировать течение времени и сохранились исторические свидетельства, подтверждающие серьезность отношения царственных особ к существующим гражданским календарям. Персидские шахиншахи и египетские цари династии Птолемеев при коронации клялись неукоснительно следовать установлениям календарей и не вносить в них каких-либо изменений.
По большому счету, внесение изменений в сложившуюся календарную систему — не царское дело. Хронология с давних времен была уделом жрецов, и именно на жреческом сословии должна лежать ответственность за изменение календаря, которое, если и должно произойти, то уж никак не одномоментно, а на протяжении длительного промежутка времени при жизни целого поколения. Только при соблюдении двух важнейших условий: участия в процессе реформации календаря лиц духовного сана и протяженности этого процесса во времени, — можно избежать негативных последствий, которые неминуемо влечет за собой изменение хронологических ритмов.

Лунно-Солнечные Календари

Так что же представляли собой древние календари? В начале для измерения времени люди использовали видимое движение и смену фаз Луны, т.е. пользовались календарем с лунным годом. Когда же возникла потребность в разделении времен года, появился солнечный календарь, основанный на видимом движении Солнца. В дальнейшем стали рассматривать ритмы обоих светил — и Солнца, и Луны — результатом чего стал совмещенный лунно-солнечный календарь, чему свидетельствует индоиранский календарь, описанный в Авесте и Ведах.
На разных этапах своего развития разные народы всегда подходили к необходимости создания точного летосчисления. В связи с этим возникли многочисленные системы и принципы подсчета времени, которые по своей сути были очень близки друг к другу, а иногда и полностью совпадали. Почему? Да потому что для всех обитателей Земли, независимо от их местопроживания или наречия, каждое утро восходит одно и то же Солнце, ночь озаряет Луна, и все звезды сияют под единым небесным куполом.
В начале для измерения времени использовали видимые изменения фазы Луны, на основании чего появился лунный календарь. Изучив суточное движение Луны, древние астрономы установили: период ее обращения вокруг Земли равен 27,321 суток, что составляет сидерический или звездный месяц (от лат. Sidus — звезда), а возвращение Луны в то же самое положение в небесном пространстве относительно Солнца — 29,53059 суток — синодический месяц (от лат. Sinodos — соединение). Именно синодический месяц и стал основой лунного календаря и в дальнейшем перерос в лунно-солнечный календарь. Поскольку календарные дни, недели, месяцы и годы могут состоять только из целых чисел, то условились считать в лунном месяце не 29,5 суток, а 29 либо 30. В зависимости от угла расположения Земли и Луны по отношению к Солнцу (солнечным лучам) изменяются очертания видимой части Луны, т.е. фазы. Согласно Авестийскому Учению, каждый лунный день имеет свою астрологическую интерпретацию и энергетическую окраску. Его ритмы оказывают воздействие на психологическое состояние человека, а также обязательно учитываются в медицинской астрологии. Знания о влиянии не только лунных дней, но и положения Луны в знаках Зодиака, на посадку и рост растений успешно пережили века и широко используются в наши дни.
Параллельно с лунным календарем для исчисления времен года появился солнечный календарь, длина солнечного года равнялась 365,25 суток. Далее было установлено, что продолжительность 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадает:

365,2422 * 76 = 27758,7 суток, 29,5306 * 940 = 27758,4 суток.

Это открытие позволило составить циклический лунно-солнечный календарь, в 76-летнем периоде которого насчитывается 48 обычных лет, содержащих по 12 лунных месяцев в 29 или 30 суток, и 28 лет, имеющих по 13 месяцев. Чтобы оперировать меньшими числами, решили все эти показатели сократить на четыре, благодаря чему образовался цикл, равный 19 годам: 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев, — который позднее был установлен и знаменитым афинским астрономом Метоном.
По мере развития общества, с образованием государств и расширением межгосударственных связей у людей возникла потребность в едином эталоне исторического времени. Но с какого момента начинать отсчет времени? Какое явление или событие следует считать изначальным в летоисчислении? Именно этот вопрос и эта проблема породили столь огромное количество календарей и способов летоисчисления. У всех народов широкое распространение получили, так называемые, эры («аега» — исходное число), определяемые временем царствования тех или иных династий: в Египте — династии фараонов, в Китае и Японии — династии императоров, в Западной Европе — династии римских императоров. Современное летоисчисление ведется на Западе (в Европе и Америке) от даты Рождества Хри

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :