КАЛЕНДАРИ -ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ
Почему и как возник Календарь?
Календари, как реальная возможность измерять время, пришли к нам из такой далекой древности, что сейчас даже не представляется возможным точно определить, когда же именно был составлен первый из них. С давних времен они стали насущной потребностью для всех жителей планеты. Поскольку основными видами трудовой деятельности людей были обработка земли и уход за животными, то календарь служил землепашцам и скотоводам самым верным советчиком в вопросах, когда ждать разлива рек, приступать к пахоте и готовиться к севу, перегонять скот на новые пастбища, завершать работы и убирать урожай.
Как же тут обойтись без календаря? Но создать календарь можно было только на основе каких-либо периодически повторяющихся ритмов. И тогда люди заметили, что день всегда сменяется ночью, а времена года проходят строгой чередой: за весной наступает лето, за летом — осень, затем приходит зима, за зимой — весна, — после чего цикл вновь повторяется в той же последовательности.
В поисках разгадки этих природных явлений человек обратил внимание на небесные светила — Солнце, Луну, звезды — и заметил их неукоснительную периодичность в перемещении по небосводу. Это были его первые осмысленные наблюдения величественной картины звездного неба, предшествовавшие зарождению проматери всех наук — астрономии, что в переводе с греческого означает «закон о звездах» (astre — звезда, nomos — закон). Вот один из примеров. Каждая семья кочевников Центральной Азии имела когда-то свою юрту, купол которой в теплое время года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет. Таким образом, юрта была своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались и передавались из поколения в поколение «звездные» знания. Как неоднократно отмечали ученые, кочевники обладали отличным врожденным зрением. «Один якут уверял, что ему случалось видеть, как одна большая голубоватая звезда (Юпитер) глотала другие меньшие звезды и после чего выплевывала. Таким образом, этот сибиряк простыми глазами мог наблюдать затмение спутников Юпитера» — писал известный русский мореплаватель и путешественник по северу Сибири Фердинанд Петрович Врангель (1796 — 1870), отмечая орлиную прозорливость у якутов. Аналогичным образом, наблюдая за цикличностью движения Солнца, Луны, отдельных звезд и целых созвездий, люди изучали движение небесных светил и постепенно строили свою жизнь в соответствии с их ритмами. С помощью самых разных обозначений: палочек, крестиков, кружочков и пр., — стал вестись счет дням, месяцам и годам, обретая строгую систему, которая в дальнейшем преобразовалась в календарь.
Само слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально означает «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ — первые дни месяца, приходящиеся на время, близкое к новолунию. Отсюда исходит выражение «отложить до греческих календ», определяющее срок, который никогда не наступит, так как термин «календы» применялся только в обиходе римлян.
Мистика Календаря
Календарь, как государственное установление, имеет многовековую историю, некоторые загадочные страницы которой покрыты мраком тайны. Григорианский календарь, принятый в настоящее время как единая мировая система счисления времени, происходит от древнеегипетского гражданского календаря, созданного, по некоторым данным, в IV тысячелетии до н.э. В своем развитии египетский календарь претерпел ряд изменений, и всякий раз эти изменения влекли за собой кончину самого реформатора календаря.
Почему именно календарные реформы оказывали пагубное влияние на судьбы венценосцев и их держав, ответить достаточно трудно, но констатировать сам факт подобного воздействия приходится и свидетельством тому — неопровержимые исторические факты.
Древнеегипетские астрономы делили год на 12 тридцатидневных месяцев. Последние пять дней года считались дополнительными и были посвящены богам. Но поскольку действительная продолжительность года (т.е. промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия) составляет 365,2422 солнечных суток, а не 365, как считали древние египтяне, начало года в египетском календаре ежегодно отступало от начала тропического года на 1/4 суток.
тетрадрахма Антиоха VII Евергета 131 г.до н.э.
Для того чтобы исправить погрешность календаря, Евергет, один из царей династии Птолемеев повелел ввести в календарь помимо пяти добавочных дней еще один дополнительный день — праздник богов Евергета, который бы отмечался один раз в четыре года. Евергет издал декрет, в котором говорилось: «…дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мираи и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, пришлись бы когда-нибудь на лето, так как звезда Сириус за каждые четыре года уходит на один день вперед,… отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом». Евергет немного прожил после календарной реформы и стал первой известной истории жертвой изменения устоявшегося календарного ритма.
Гай Юлий Цезарь (102 до н.э. — 44 до н.э)
Эстафету Евергета перенял Юлий Цезарь, который во время пребывания в Александрии ознакомился с преимуществами египетского календаря, что подтолкнуло его к замене сложного римского лунно-солнечного календаря более удобным в обращении египетским. С помощью египетского астронома Созигена, на правах цезаря и верх