
Стражи Времени
Древние персидские астрологи, строя гороскопы, учитывали влияние не только видимых планет, но и нескольких «непроявленных» небесных феноменов, чья сфера влияния, в основном, связана с течением времени. Четыре скрытых планеты, управляющих ходом времени, в древнейшей традиции зерванитов получили название стражей времени.
Адепты этой традиции, признававшие основой мироздания непостижимого, безначального Зервана, проявляющегося через пространство и время, считали что целостность пространственно-временного континуума нашего мироздания охраняется четырьмя стражами времени и пространства. Согласно устной зерванитской традиции, передаваемой из поколения в поколение и по сей день, страж запада Шатаваэш является хранителем прошлого; страж севера Хафторинг — владыка настоящего; страж востока Тиштрия открывает двери в будущее, а страж юга Вананд таит в себе дыхание вечности.
Функция стражей времени двойственна: с одной стороны, они поставлены как четыре столпа мироздания для того, чтобы оградить мир от зла, с другой стороны, с ними связано освобождение от пут времени. Поскольку основной эманацией Зервана — абсолютного начала вселенной, в нашем мире является время, стражи времени выполняют роль проводников воли Абсолюта и являются своеобразными ретрансляторами ритмов, идущих от Зервана из иного мира. Стражей неба зерваниты называли освободителями, водителями душ человеческих. Они могут вернуть человечество к источнику всего сущего — к непостижимому Зервану, к наполненной пустоте, из коей рождается творческое персонифицированное начало вселенной — Господь Ахура-Мазда. Стражи неба — наилучшие ориентиры на пути к пониманию Божьей воли, воплощенной в событиях реальной жизни.
Людям, отмеченным божественной благодатью, стражи времени дают возможность войти во временной поток, стать частью этого потока и приблизиться к вечности – основе всего сущего. Но не смотря на то, что Шатаваэш, Хафторинг, Тиштрия и Вананд имеют проекции на эклиптику, оказывают влияние на судьбу и могут быть рассмотрены как астрологические объекты, по сути своей они не являются планетами. Стражи времени – это эманации Зервана, пронизывающие воплощенный мир, своим движением задающие ритм развития Вселенной. Необходимость в появлении стражей времени возникла после прорыва оболочки воплощенного мира Гетиг духом зла Анграманью, вторгшимся в мироздание с целью его осквернения и разрушения. Господь Ахурамазда, создавший благой воплощенный мир, назначил духу зла срок последней и решающей битвы, тем самым ограничив существование зла временными рамками. Так появилась вторая ипостась Зервана – однонаправленно текущее время, ход которого нельзя обратить вспять, оставаясь в пределах данного пространственно-временного континуума. Дух зла Анграманью оказался ограничен пределами Зервана Карана — кольца времени, текущего от прошлого к будущему. Поддержание нормального хода времени обеспечивают Небесные Стражи, действующие в проявленном мире от лица самого Зервана Акарана (Бесконечного времени).
Проявляясь в гороскопах отдельных личностей, стражи времени ставят перед ними вопрос преодоления временных оков, ограничивающих срок жизни всего, что рождено в материальном мире. Являясь связующими звеньями между материальным и идеальным мирами, стражи времени дают возможность просветленным душам подняться над воплощенным миром и открыть другие формы реальности. Но такая возможность дается лишь редчайшим людям, сумевшим победить зло внутри самих себя. Именно в этом и состоит функция Стражей Времени – весь мир, погрязший во грехе, держать в рамках времени и пространства до решающей битвы между добром и злом. Но тем, кто пережил свой внутренний Армагеддон и победил человеческие слабости и пороки, Стражи Времени открывают врата Вечности.
Представление о четырех Стражах Времени сохранилось только в зороастрийской традиции. Отголоски этих древнейших мифологических представлений прослеживаются в образах буддийских стражей сторон света и четырех всадниках Апокалипсиса. Но нигде, кроме как в учении магов-зерванитов, не сохранилось целостного представления о связи их с ходом времени.
Четыре стража времени и пространства были поставлены в помощь Хормазду на границах мироздания для того, чтобы ограничить пребывание зла рамками этого мира. В космологическом зороастрийском трактате «Бундахишне» написано: «По образцу и подобию военной армии, предназначенной для битвы, Изеды распорядились каждым отдельным созвездием из этих 6480 тысяч маленьких звезд, как своими помощниками: и среди этих созвездий четыре вождя, назначенных на четыре стороны света, являются главными. По совету этих вождей многие бесчисленные звезды специально определены на различные четверти и различные места, представляя объединенную силу и власть этих созвездий. Так сказано: Тиштар — вождь востока, Шатаваеш — вождь запада, Вананд — вождь юга, Хафторинг — вождь севера».
Дух зла пленен в нашем воплощенном мире, который является д