А+ А-

Заратуштра — пророк-реформатор древнеарийского учения

 

Личность легендарного пророка Заратуштры овеяна ореолом древ­них сказаний. Ученые-историки не сомневаются в том, что Заратушт­ра — не мифическая, а реально существовавшая личность, реформатор Аревнеарийского учения и основоположник великой светлой религии, названной по его имени зороастризмом. Но те же ученые расходятся во мнениях по поводу места и времени рождения пророка — многие горо­да и страны претендуют на то, чтобы называться родиной Заратуштры.

Большинство ученых-иранистов, основываясь на данных современ­ных исследований, склоняются к тому, чтобы датировать время жиз­ни Заратуштры серединой II тысячелетия до нашей эры, что значитель­но отличается от устоявшегося в исторической науке представления о том, что пророк маздаяснийской религии жил в VII—VI веках до нашей эры.

 

Заратуштра


«Под именем Зороастр на Западе известен пророк из Древней Пер­сии, более правильное имя его Заратуштра. Обычно считалось, что он жил около 600 г. до н.э, однако лингвистические исследования все боль­ше убеждают современных ученых, что это было примерно в 1200 г. до н.э., то есть он жил в эпоху, когда Персия выходила из каменного века. Это делает его первым из великих пророков всемирных религий», — пи­шет Джон Р. Хиннелс в книге «Космическая битва: зороастризм».

Не менее известная британская иранистка, профессор Мери Бойс соглашается с мнением Дж. Р. Хиннелса о раннем датировании жизни пророка, относя этот момент к 1500 году до нашей эры.

 

Таким образом, можно утверждать, что именно зороастризм, а не иудаизм был первой монотеистической религией, и Моисей не открыл истину, провозвестив Единого Бога — Творца Не6а и Земли, а лишь пов­торил для народа Израиля то, что уже было сказано Заратуштрой жите­лям переднеазиатских степей.

Не меньшей загадкой является и его имя, поскольку разные языки донесли до нас разное звучание и соответственно разные варианты пе­ревода этого имени. Согласно мнению одних исследователей, имя Заратуштра имеет ирано-таджикское происхождение, является простым крестьянским именем и обозначает примерно «Обладающий старым верблюдом» («уштра» — «верблюд»). В греческой транскрипции имя Зороастр означает «Сын звезды» («астра» — «звезда»). В чем-то они на­верняка были правы, поскольку основатель Космической религии, как и по сей день называют религию Авесты, имел право так называться, тем более что в соответствии с зороастрийской  мифологией душа Заратуштры сошла на Землю со звезд. В связи с этим следует упомянуть и о третьей версии, согласно которой имя Зара1ушгра может быть переведено как «Золотой Сириус* (в переводе с древнеперсидского « зар» — «золото», а «туштра* весьма созвучно со словом Тиштр, Тиштар, Тиштрия или Сириус).

В те далекие времена действительно существовал культ Сириуса самой яркой звезды в созвездии Большого пса, управляющей небесными водами. Ее значимость подтверждают и тексты Авесты  в частности   «Тиштр-яшт»: «Звезде блестящей Тиштрии помолимся счастливой,   что создана Ахурой главой и надзирателем быть для всех прочих звезд, как людям — Заратуштра, которой Ангра-Маньо не может навредить, которую не могут ни колдуны, ни ведьмы, ни чародеи смертные и ни все дэвы вместе погибели предать». Современные же персидские знато­ки авестийского языка, переводчики Гат Заратуштры (Вахиди, Дустха, Ушидари), убеждены, что имя Зартуштры следует переводить как «Си яющая звезда».

О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного. Согласно текстам «Донкарта», он был из |рода Спитамы, его отца звали Порушасп (в «Бундахишне» Паитирасп). а мать Дукдауб (в «бундахипше» — Дукхда). Этимологически «дукхда» это авестийское слово «девица».

«Заратупггра-намаг» — позднее пехлевийское сочинение так повест­вует о жизни и рождении великого пророка:

«О Дукдауб известно, что когда она еще находилась в утробе собс­твенной матери, по воле Ахура-Мазды в ее тело проникли Хвариа и свя­щенное вещество из света пламени алтарного огня. Когда же Дукдауб родилась, а было это глубокой ночью, все вокруг озарилось светом. В даль­нейшем при ее приближении к очагу огонь вспыхивал ярко, как Солнце. Входя в комнату, она освещала ее. Когда девочке исполнилось пятнад­цать лет, силы Зла наслали на ее племя многие бедствия, а сельчанам вну­шили, что Дукдауб — колдунья, наворожившая страшные беды. «Я не знаю, почему она светится, но уверен: колдунья так сиять не может!»…..ответил Фрахимраван, отец Дукдауб, разъяренной толпе, требовавшей того, чтобы его семья навсегда ушла из племени. Покидая родину, Дукдауб услышала с Небес громоподобный голос: «Ступай в широкую бес­крайнюю страну Спитамы, куда твой отец держит путь. Ибо ты просла­вишь ее и сделаешь святой землей ту деревню, где будешь жить».

Действительно, за три дня до рождения Заратуштры небесным светом осветилось селение, мир ликовал, а звери и птицы на своем языке рассказывали друг другу о грядущем рождении пророка. Благие творения Ахура-Мазды окружили роженицу защитой. Сияние Огня и Хварны были настолько невыносимы для дэвов, что те даже не смогли при­близиться к дому. Как только Заратуштра появился на свет, Воху-Мана (Благая Мысль) вошел в его разум, и от этого новорожденный малыш не заплакал, а звонко и счастливо рассмеялся.

«Это небесное знамение! Я видел божественный свет, который исхо­дил от моего сына, когда он засмеялся», — воскликнул Порушасп.

И тут произошло второе чудо — младенец заговорил, произнеся сло­ва священной молитвы «Ахунвар», которая по своей силе и значимости может быть сравнима разве что с молитвой «Отче наш» в христианской традиции. Многие историки-языковеды пытались дословно перевести эту молитву, но единый вариант так и не был достигнут. Суть ее слов сводится к следующему утверждению:

Поскольку Он избран Миром,

то суждение, исхо

Страницы 1 2 3 4

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

Оксана Гусева

Опубликовала статью

Дипломированный астролог.

  • Возможно, Вам также понравится :