ФРАВАШИ – ДУХИ-ХРАНИТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
КУЛЬТ ПРЕДКОВ В ЖИЗНИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
В мифической истории разных народов присутствуют персонажи, обладающие качествами демиурга-творца (либо первопредка). Родив или создав людей, они сами превращаются в животных, что нередко воспринимается как уход в иной мир, первая смерть. Первопредок, состоящий в родстве с верховным божеством-демиургом, выступает в роли культурного героя, дает людям знания, обучает их земледелию, устанавливает законы.
После смерти патриарх-родоначальник становится покровителем душ умерших, но сам никогда не уходит из этого мира окончательно, оставляя в качестве своего «представителя» тотемное животное, особо почитаемое представителями данной родовой группы. У каждой народности есть собственный первопредок – защитник и покровитель своих потомков, почитание которого, выражающееся в сохранении народных традиций, обеспечивает длительное существование и процветание этноса. Не все народы сохранили имена своих патриархов, но образы тотемных животных, связанных с ними, по сей день живы в народной памяти. Для белорусов такими священными зооморфными символами являются зубр и аист.
Культ предков играл важнейшую роль в духовной жизни индоевропейцев. В понимании древних славян, умершие предки по-прежнему оставались членами рода и составляли с живущими единую сакральную общину. Реинкарнация предков в детей того же рода или в тотемных животных понималась как естественный процесс продолжения и развития родового древа как на физическом, так и на метафизическом уровне. Предки считались живыми до тех пор, пока память о них хранили потомки. Прекращение или нарушение правил отправления культа предков рассматривалось как исключение их из родовой общины, что могло навлечь кару с их стороны на головы потомков — «Иванов не помнящих родства». Наиболее же славные и почитаемые представители рода, память о которых передавалась из поколения в поколение, являлись для своих потомков посредниками между явью и навью, представителями их интересов в ином мире, осуществляющими связь между людьми и стихийными силами.
Считалось, что предки способствовали подчинению и усмирению природных стихий, оказывая влияние на плодородие земли, от коего зависел материальный достаток их потомков. Славяне просили благословения предков в начале сельскохозяйственного сезона и благодарили их за незримую помощь по завершении сбора урожая и подготовки полей к предстоящей зиме. Урожай во многом зависел от погоды, погода же зависела от того, умилостивлены ли души предков, ведь они находились в непосредственном контакте с духами природных стихий. Календарные праздники почитания умерших (весенняя «Радовница» и осенние «Деды») приурочены к началу и окончанию земледельческих работ, что говорит о слиянии культа предков и культа Матери-Земли, рождающей и забирающей свои порождения. Провожая в последний путь человека, уходящего в страну предков, славяне говорили: «Что от земли пришло, то в землю и уйдет».
Душа человека воскреснет в новом теле, так же как и зерно, похороненное осенью, восходит весной новым колосом. Уподобление человека зерну, переживающему мистическую трансформацию, было весьма распространенным представлением среди индоевропейских народов. В Греции мистериальный культ царицы полей Деметры Элевсинской и дочери ее Персефоны, покровительницы душ умерших, стал всеэллинской земледельческой религией, а главный сакральный центр этого культа просуществовал более 1000 лет, дважды в год собирая на священнодействия людей со всей Эллады. Весеннее торжество было посвящено возвращению Персефоны из подземного царства и воскресению природы, осеннее же – сбору урожая и прощанию Деметры с любимой дочерью. Голые осенние поля символизировали скорбь матери-земли, провожающей Персефону в царство умерших. Этим двум важнейшим торжествам знаменитого античного элевсинского культа точно соответствуют славянские дни поминовения усопших, перешедшие из аграрного календаря в гражданский григорианский календарь. Древние языческие торжества в честь предков многие современные белорусы отмечают посещением мест захоронений и общими семейными поминальными трапезами. Весенняя «Радовница», посвященная возвращению душ предков в воплощенный мир, – аналог весеннего праздника Персефоны-Прозерпины. Осенний день поминовения усопших «Деды» (в некоторых областях Белоруссии, называвшийся «Бабы») – славянский вариант торжества в честь Деметры. Весной в жертву предкам белорусы приносят яйца – символ начала, рождения и надежды, осенью же умершим жертвуют каши, хлебы и лепешки – плод собранного урожая и символ подведения итогов.
Культ предков связан с почитанием различных природных стихий, но наиболее тесно в народном сознании он переплетен с культом огня – амбивалентной стихии, ассоциировавшейся как с жизнью, так и со смертью. Огонь находится на грани между природой и культурой, это животворящая и одновременно разрушающая стихия почиталась древними как посредник между физическим и тонким миром. Огонь домашнего очага занимал первейшее место в семейном культе предков, ему приносились жертвы при приготовлении пищи, которые должны были накормить и умилостивить души умерших предков. Поддержание неугасимого пламени на домашнем очаге считалось залогом благословения предков и неразрывной связи с ними, что сулило мир и благополучие семье. То же касается и главного пламени страны – сакрального вечного огня, поддерживавшего в Персии магами, в Греции служительницами Гестии, в Риме — весталками, у балтов – вейделотками.
Традиция поддержания вечного огня идет с древнейших времен. Самое древнее пламя в настоящий момент поддерживается зороастрийскими жрецами иранского города Язд, б