
Святитель Димитрий Ростовский
15 (25).12.1651 — 28 (8).10.1709
СМИРЕННЫЙ ПАСТЫРЬ
Мир вам, о возлюбленные,
словесного Христова стада овцы…
«Я грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских, Саввы и Марии, законным браком сочетанных, во граде Макарове, в семи милях от Киева. Дано мне имя Даниил и крещением святым просвещен декабря. Того (1651) году была война Радзивилова и Киев спасен.» — так Димитрий сообщает о своем происхождении в дневниковых записях, которые вел с 1668 года. Его отец, Савва Григорьевич Тупталенко,из шляхетского рода, человек активный, напористый. Много лет провел он в рядах казацкого войска и даже еще в 80-летнем возрасте принимал участие в защите Киева от польских войск. Мать Мария Михайловна Туталенко была моложе своего супруга на 20 лет, отличалась религиозностью, и в том же духе воспитывала детей. Поэтому не случайно путь служения был избран не только Даниилом, но и всеми тремя сестрами, которые стали монахинями.

Димитрий Ростовский
Как известно, Димитрий Ростовский родился 15 декабря 1651 года, а по новому стилю — 25 декабря. Рождение любого человека на границе знаков Стрельца и Козерога уже накладывает на него определенный отпечаток избранности, поскольку именно в это время (дни зимнего солнцеворота) на земле воплощались пророки и спасители (Заратуштра, Христос),да и многие культурные герои различных мифологем (Митра, Зевс, Аполлон, Геракл) связывали свое рождение именно с этим временем. К числу людей особенных, чья судьба скорее напоминает некую мистерию, а не просто обычную жизнь, можно отнести и святителя Димитрия Ростовского.
Рожденный в Год Муфлона (год коллективных энергий, объединяющих по духовному признаку, другими словами, сбивающий их в одно «стадо»), Димитрий Ростовский воплотил высшую мистерию года, став пастырем для многих людей, зорко следящим за своей паствой, стерегущим каждую из своих «овец». Именно к такому сравнению прибегал и он сам в своих проповедях. Вот отрывок одного из наиболее известных обращений святителя к пастве, произнесенный им по окончании им его первой литургии в Ростовском Успенском соборе: «Молю же и должен умолять Пастыреначальника, Владыку Христа, да соблюдет сие свое стадо целым и невредимым от волков видимых и невидимых, да ни одна овца от этой Христовой и Богородичной ограды не впадет в заблуждение и погибель, да ни одна овца не будет похищена адским зверем, да ни одна овца не превратится в козлище, но пусть лучше из козлищ превратятся в овцы, и все с благословенными овцами деснаго стояния да сподобятся во время пришествия Господа… Если Дух Святый поставил меня пастырем вам, то будьте мне истинными овцами, овцами слушающими,а не прослушающими гласа пастыря своего… Когда увижу вас истинными овцами Христовыми, идущими на десно, буду радоваться; когда же увижу вас уклоняющимися на сторону козлищ, буду воздыхать…».
Но поучать и наставлять Димитрию приходилось не только смертных, а и самих пастырей. Получив назначение и прибыв на ростовскую кафедру, он обнаружил многочисленные бесчинства духовенства, небрежность при совершении богослужения, неграмотность во многих духовных вопросах, разглашение таинств исповеди, неопрятность, сквернословие, пьянство, назвав все это служением «не для Иисуса, а для хлеба куса. И, как сказал святитель, паству ростовскую надо было «снова в веру христианскую приводить».
Пример усердия и любви к общественному богослужению Димитрий давал сам, убеждая других пастырей взять пасомых на рамена своя,как доилица носит доимых» Свое отношение к пасомым он выражал все в тех же. связанных с солнечным годом его рождения, аллегорических нравоучениях.«Признак доброго пастыря, когда он пред овцами, а не позади овец ходит в подвигах и богоугождении: не добро, когда овца бодрая, а пастырь ленив; овца постничает, а пастырь разрешает на вся. Если ему повепевается души своей для овец не щадить, то надо ли жалеть своего имения для них’?» И пасомые любили своего святителя, сопровожали его после службы в келью, чтобы там продолжить свои разговоры. Как видим, мистерия года рождения в жизни Димитрия Ростовского действительно имела место быть, причем на самом высоком уровне своего проявления.
А теперь обратимся к гороскопу этого человека и проследим его жизненный путь в соответствии с расположением звезд. Кстати, следует заметить, что христианский святитель и сам занимался астрологией, не считая звездную науку презренной: «Книжные занятия и уважение народа к книгам святителя доставили ему такую славу, что его считали искусным в звездочетстве. Про него ходили слухи, будто бы он в 1672 году по положению звезд на 30 мая вместе с Симеоном Полоцким узнал о рождении царя Петра Великого».
В свое время Димитрием Ростовским была написана книга «Сад духовный», в которой он сопоставляет планеты с ангелами небесными и говорит, что Господь Бог, как знаменение на небе, расположил звезды. Хотя эта книга и не чисто астрологическая, но она подводит к астрологии. В ней святитель неоднократно высказывается о том, что искусство астрологии является божественной наукой, правда отрицает использование астрологии для гаданий и для гороскопов. Но для познания замыслов Творца, говорит Димитрий Ростовский, астрология достойна почитания как наука.
Наверняка, он знал и свой собственный гороскоп. Правда остается загадкой путаница, связанная с годом его рождения: в одних источниках он указывает 1651 год, в других- 1650. Под 1651 годом он было записал появление кометы, но туг же исправил свою запись оговоркою «альбо то- прошлого года, а не сего». Другой фактор, вызывающий этот спор с датой принятия им монашества: «9 июля 1668 года, когда Димитрию было 18 лет, с с