КОНФУЦИЙ -ИДЕОЛОГ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
«Не беспокойся о том, что люди тебя не знают,
А беспокойся о том, что ты не знаешь людей»
Конфуций.
Переосмыслить значимость мыслителя Кун-цзы, основателя конфуцианства, в истории и культуре Китая просто невозможно. Рассуждая о роли личности в истории понимаешь, что в определенное время в определенной стране появляется фигура совершенно уникального человека, выполняющего, словно по некому высшему замыслу, только ему отведенную роль. Таким был великий Конфуций.
Появление на культурно-исторической арене исключительных личностей в конечном итоге предопределяет вектор развития целых этносов, судьбы миллионов людей, динамику политических процессов и формирование религиозных представлений.
У каждого народа есть свои культурные герои, проповедники и мыслители, чьими стараниями представления о духовности укореняются в массовом сознании. В Китае тремя столпами культуры и религии явились Кун-Цзы (Конфуций), Лао- Цзы и Бодхидхарма — основатели конфуцианства, даосизма и чань-буддизма соответственно. Бодхидхарма — человек пришлый в Китае, принесший в культуру этой страны весьма специфическую форму буддизма — индийской религии с ярко выраженным персидским подтекстом. Но, так или иначе, его появление спустя полторы тысячи лет после исполнения культурно-просветительской миссии Конфуция и Лао-Цзы. не могло коренным образом изменить сформировавшихся веками религиозных представлений. Скорее, учение Бодхидхармы, лишь дополнило уже выкристаллизовавшуюся специфически- китайскую форму духовности, в основе которой лежит этическое учение Конфуция и представление о Дао, впервые сформированное Лао-Цзы.
Истоки современной китайской ментальности лежат в сложном симбиозе философских учений двух современников, живших в 6 веке до нашей эры. Согласно преданиям, Конфуций не просто был знаком с Лао-Цзы, но и учился у него, однако не стал развивать учения наставника о Дао, а создал свое собственное, которое можно было бы назвать философией идеального общества, если бы таковое могло иметь место. Тем не менее, не смотря на отсутствие некоего идеального общественного устройства, пример Китая убеждает в эффективности основных принципов философско-этического учения Конфуция, с ходом истории ставшего частью общекитайского мировоззрения.
Основное ударение конфуцианство делает на этическое значение человеческих отношений, считая мораль прямым продолжением космического (небесного) миропорядка. Сам Конфуций, обосновывая мораль в божественной трансцендентности, считал, что именно Небо — его покровитель и источник мудрости. Он говорил: «Небо — творец моей добродетели». Его взгляды (и это не удивительно) очень близки зороастрийской этике, согласно которой Арта — небесный миропорядок, проецируясь на человеческое общество, находит отражение в законах, регламентирующих взаимоотношений
Деятели культурной революции в Китае бескомпромиссно выкорчевывали все «пережитки старины», борясь с религиозными предрассудками традиционных китайских религий, так же как большевики в России боролись с наследием православия. И это не смотря на то, что конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями, в основе коих зиждется представление о Едином Боге — создателе и судии. Ни в конфуцианстве, ни в даосизме нет фигуры Бога как такового, вследствие чего некоторые исследователи даже не считают эти философские учения религиями. Понятие Дао гораздо ближе к Зервану — философской первопричине всего сущего, нежели к Яхве, Аллаху или Христу, и, тем не менее, западные миссионеры-иезуиты, впервые оказавшись в Китае в семнадцатом веке, не сомневались в религиозной природе конфуцианства и даосизма.внутри такового. Согласно этой логике, обществом людей должен управлять сильный и мудрый правитель — помазанник Божий, наделенный высшей властью осуществлять на земле закон небесной справедливости. Уподобляясь Солнцу, являющемуся энергетическим центром солнечной системы, земной правитель должен быть источником жизненной энергии и уверенности для своих подданных, занимающих строго отведенные им места в социальной иерархии. Ни в зороастрийской, ни в конфуцианской модели общественного устройства нет места демократии, поскольку на земле никто не может заменить подлинного правителя, так же как и в небесной иерархической модели планеты и астероиды не могут заменить Солнца. И уж точно ни одна кухарка не может управлять государством при таком политическом устройстве — древние персы и китайцы это понимали, современные же предпочли иную, более земную форму правления. Мы по-прежнему называем Китай Великой Поднебесной, хотя связь между небом и землей давно прервалась вместе с установлением в этой стране коммунистической формы правления и забвением | принципов конфуцианства и даосизма.
Собственно говоря, конфуцианство — латинизированное название учения, которое в самом Китае именуется Чжу, что означает «знание». «Знаюшие» — последователи Кун-Цзы верили, что Небо слышит и видит так же как видят и слышат люди, и поэтому принимает активное участие в их судьбе Само Небо заботится о благосостоянии людей, но Небо отнюдь не безлич