А+ А-

ШАПУР II (ВЕЛИКИЙ)

ились с первичными жизненными обычаями и традициями. По достижении 7 лет и вплоть до 15-летнего возраста мальчики под наблюдением отца обучались всей мужской работе в доме и профессии отца, а девочки под наблюдением матери приобретали навыки ведения домашнего хозяйства, воспитания детей и приема гостей. И все дети знакомились с религиозными учениями и предписаниями. Когда юноши и девушки достигали 14- летнего возраста, они сдавали экзамен предводителям своего общества (мобадам), и если этот экзамен сдавался успешно, им выдавалось свидетельство в виде «кушти». И только после этого свидетельства молодые люди имели право участвовать в общест¬венных мероприятиях и создавать собственную семью.
>!!! Аша Зартошту эта древняя традиция пришлась по нраву, он принял ее, и, добавив к ней «седре», объявил ее внешним признаком каждого зороастрийца.
!!! Три раздела и отдельный яшт («Хом-яшт») посвящены Изэду Хому, в которых Изед Хом является обладателем пояса, на котором изображены звезды. Этот пояс стал предшественником пояса («кушти») у зороастрийцев (Ясна 9 п. 26).

Ну, а подарком на 15-летие стало для Шапура первое продолжительное путешествие по всей стране — будущий «шахиншах Ирана и не-Ирана» должен был увидеть свои владения. Впервые в жизни он так далеко уезжал от дома и от матери. Его спутниками стали его учителя и все его школьные друзья. Это был большой караван со своей кухней, продуктами и шатрами, сопровождаемый военными. Перед отправлением в путь Шапур всех поприветствовал и поблагодарил за участие в поездке, сказав очень красивую речь о том, что он отправляется в путешествие, чтобы увидеть свою страну.
Путешествие продолжалось два года. Многое увидел, многому научился. И все что ранее изучал в школе, увидел в жизни. Увидел города, деревни, караван-сараи, подводные каналы, реки, горы и пустыни. Увидел все, построенное своими великими предками. А ответы на все вопросы давали учителя, главным из которых в этой поездке был Хушаньг Гилянзадэ, учитель по истории и мироведению.
Шапур назвал это путешествие историческим, потому что что был реальный экскурс в историю своей страны: «Камни и столбы с нами разговаривали». И проходя через каждый остан (область), каждый город или деревню, он слушал увлекательные рассказы своего дорогого учителя. Благодаря ему, Шапур увидел и изучил историю Мада и Парса, их противостояние, падение Мада и становление Великой Персидской Империи. Он был в восторге от столицы Ахеменидов — Пасаргада, и восхищался дворцами города парсов — Тахтэ Джамшид (Персеполиса). Он узнал историю и смысл каждой картины, выбитой на камне или скале. И он возненавидел Искандера из Македонии, который все это превратил в пепел…

Он слушал лекции по истории непосредственно на самих местах истории, точнее, на руинах истории. Он пережил эту историю заново, а в последствии изложил лекции учителя в книге своих воспоминаний. От его пристального взгляда не ускользнули ни великие вожди Персии, ни римские императоры, ни македонский «нечестивец». И, конечно же, как человек, рожденный под знаком Девы, Шапур всему дает свою оценку. Но главное, он приходит к выводу о том, что император не должен быть деспотом, потому что он решает судьбы людей, и называет Нерона и Калигулу «аждахаками».
Но гораздо больший интерес Шапура вызывало видение истории «своих» — Сасанидов. Прибыв в Истахр — родину прапредков, первым делом осмотрели старый Аташкадэ Анахи-ты, где служили хирбадами Сасан и Бабак.
Кратко из книги Шапура: «Сасаниды — династия, которая восходит к Ахеменидским и Киянидским шахам. Сасан женился на дочери шаха Истахра. Их сын Бабак стал следующим шахом Истахра, он женился на дочери шаха Парса. Их сын (Ардашир) стал новым шахом Парса. Шахи Парса со времен Искандера до времен Ардашира традиции царствова¬ния падишахов Парса всегда соблюдали… Бабак, также как и его отец Сасан, имел сан хирбада хирбадов в Аташкадэ Ана-хиты… У Бабака было два сына — Шапур Бабакан и Ардашир Бабакан. Шапур Бабакан в 37 лет был убит (209 год). А Ар¬дашир Бабакан в Истахре Парса короновался в Аташкадэ Анахиты и взял себе титул служителя Аташкадэ Анахиты».
Первым делом Ардашира стало расширение влияния на территории Парса династии Сасанидов и притеснение Ашканидов (парфян). И тут же Шапуром дается ответ на вопрос, почему две персидские династии не смогли ужиться между собой? Потому что Ашканиды, после нашествия на Иран Александра Македонского и двух веков правления Селевкидов, стали активно склоняться к культуре греков (Шапур дает подробное описание правления Ашканидских царей), а Сасаниды хотели возродить зороастрийскую религию. Вот Ардашир и «погнал Ашканидов за пределы Ирана». Те, как известно, осели в Армении. Спустя некоторое время, праправнук Ардашира, коим является Шапур II, получил соперника в лице христианской Армении, с которой затем и боролся.

Коронация Ардашира I Бабакана (Иран, Нагше-Рустам):
Ардашир из правой руки Ахура-Мазды берет царский венец — символ власти, в левой руке Ахура-Мазда держит барсом, копыта его коня попирают силы зла в лице Ахримана, позади Ардашира находится зороастрийский жрец.

Другим важнейшим делом Ардашира стало то, что он узаконил в Иране зороастрийскую религию и дал все права мобадам-магам: «Ардашир с помощью хирбада Тансара упорядочил религию Зартошта и сделал ее официальной религией Ирана, чтобы отделить ее от греческих верований».
Во времена Ардашира была также придумана игра в нарды (астрологические!): «В каждую сторону было по 12 домов по названиям месяцев года и по именам Амеша-Спента. Всего же 24 дома, из которых половина те

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :