А+ А-

ШАПУР II (ВЕЛИКИЙ)

ахиншахом. И теперь, когда предсказание сбылось, Бехег сам провозвестил эту новость, чем вызвал к себе огромное доверие и уважение людей. По словам самого Шапура: «И никогда ранее никто из мобадов не имел такого уважения и доверия, как он; ну, разве что Картир. И царствование мое с самого его начала он божественно освятил!» И далее по этому же поводу Шапур говорит: «Позднее у мобада Бехега спросил:
— Эй, мобад! Почему ты с такой уверенностью предсказал, что моя мать родит именно сына, и твое правило для предска¬зания пола ребенка до сих пор не известно и не изучено?
На что Бехег ответил:
— О, шахиншах, пол любого зародыша кроме как двух видов быть не может: либо мальчик, либо девочка. Если царица родит дочь, люди со временем забудут мое предсказание, и я гоже какой-нибудь выход придумаю. Но если родится мальчик, это запишут на счет моих ахурийских сил!
Какую хитрость имеют эти мобады!»

Трудно сказать, пошутил ли мобад Бехег или сказал правду в данном разговоре с Шапуром, действительно ли обладал даром предвидения или же просто все угадал и далее воспользовался благоприятным стечением обстоятельств для собственной карьеры, но и его заслуга есть в том, что все символы царской хварны были переданы именно Шапуру.
А ведь у Шапура к моменту его появления на свет уже было три старших брата, претендовавших на царский трон.
Отец Шапура, Урмозд Нарси, от первой жены Азардохт имел трех сыновей. Старшему, Азарнарси Урмозду, было 20 лет, и он после смерти отца тут же явился во дворец (вместе со своим хирбадом Азар гошасбом), провозгласил себя шахиншахом Ирана и три недели «царствовал», пока они не подверглись наказанию (Азарнарси был убит). Средний, Бахрам Урмозд, был в то время 18-ти лет и был слепым, потому не имел права на престол, по каким-то причинам оказался в тюрьме, где и умер. Младший, Урмозд Урмозд, был 11-ти лет и еще не имел права на престол. Все трое были братьями Шапура и Cacанидскими принцами. И вот-вот должен был родиться он, четвертый… и через 22 дня («правления старшего брата») после смерти отца над ложем матери Шапура повесили царскую корону, золотое кольцо (которое можно видеть на наскальных рисунках коронации персидских царей) и ленту (повязку) символ божественного фарра.

Урмозд II Нарси (отец Шапура II)
период правления: 302—309 гг. (двойной золотой динар Урмозда II)

За два года до этого события, когда Урмозд Нарси прослы шал о красавице Афрахдохт, дочери Кушанского шахиншаха Урмозда Ашкани, тут же явился в Кушан и заключил с ней брак. Свадьба была пышной: сначала в столице Кушана — Кабуле, затем в столице Сасанидов — Тисфуне. И в течение всего времени их совместной жизни, которая проходила в любви и согласии, их сопровождал мобад Бехег. Через год после брака Афрахдохт забеременела и вот, наконец, родила сына, кото¬рого отец так никогда и не увидел.
Сразу же после смерти Урмозда в Тисфун из Систана при¬езжал Сасанидский принц Саканшах, чтобы посадить на трон старшего сына Урмозда — Азарнарси, но Афрахдохт с Сакая-шахом была очень приветлива и переубедила его делать это. Спустя некоторое время Афрахдохт вышла замуж за Сакан-шаха, и у них родился сын Ардашир, который стал Шапуру и братом и другом, и спустя много лет сменил его на троне Са¬санидов (известен, как Ардашир II).
В детстве Шапур находился исключительно при матери, ко¬торая его безгранично любила и вместе с мобадами отстаива¬ла и хранила для него царские символы хварны. Когда же в семье появился Саканшах, названный отец, который заменил Шапуру отца, мальчик полюбил его всем сердцем.
Во избежание путаницы в именах правителей перечислим Сасанидскую родословную шахиншаха Шапура II (везде по тексту — Шапур) по прямой мужской линии: 1) сам шахиншах Шапур II (время правления: 309-379 гг.);
2) отец — шахиншах Урмозд II Нарси (302-309);
3) дед — шахиншах Нарси Шапур, был четвертым сыном ша¬хиншаха Шапура I (293-302);
4) прадед — шахиншах Шапур I, сын шахиншаха Ардашира I Бабака (241-272);
5) прапрадед — шахиншах Ардашир I (род. в 190 году), сын Бабака, основатель Сасанидской империи (224-241), в начале правления — шах Истахрдада (Истахр — древний город на юге Ирана, пять километров к северу от древней столицы Персеполиса.) (220-224);
6) прапрапрадед — Бабак (Папак) (род. в 155 году), царь Ис¬тахрдада (209-220), жрец храма Анахиты, сын Сасана;
7) прапрапрапрадед — Сасан, жрец храма Анахиты (маг храма богини Анахиты), принадлежал к царскому роду Парса и имел видное положение. Был женат на дочери правителя Пар са — Гозихра, из рода Барзанги, которую звали Рамбехешг Сасан использовал свое положение для продвижения по службе своего сына Папака (по другой версии Папак высту пает не сыном Сасана, а Сасан был женат на дочери Папака от брака с которой родился Ардашир). Сын Папака, Ардашир в результате наследования власти от рода Барзанги и имея поддержку жреческих кругов и части родовой знати, получил всю полноту власти в Парсе, а затем и во всем Иране. Стрем ление к объединению Ирана привело Ардашира к неизбежно му столкновению с Ашканидами (Аршакидами), и он стал основателем новой династии — Сасанидской.
Как видим, в роду Сасанидов изначально присутствовала не только шахская, но и религиозная власть, точнее, сочетание царской и жреческой хварны. Также становится понятным почему в дальнейшем все Сасаниды наряду с зороастрийски ми храмами огня повсеместно возводили храмы Анахиты.
Как известно, в Древнем Иране все маги были астрологами точнее «звездочетами» (именно так с фарси переводится слово, означающее «умеющий читать по звездам»). И, конечно же, после рождения Шапура ими (мобадами) б

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :