А+ А-

ШАПУР II (ВЕЛИКИЙ)

Тира приземлилась рядом с рекой Амударья, которая и стала границей между Ираном и Тураном. И в те дни иранцы и радовались, и плакали. С тех пор мы в этот праздник стрелы радости в Небо посылаем».
В первое десятилетие правления Шапура все было довольно-таки тихо и мирно — арабы успокоились, границы защищены. И Шапур занялся облагораживанием своих земель, как это делали все его предки, начиная каждое новое дело лишь после «зажжения священного Огня и молитв Ахура-Мазде».
Между Тигром и Евфратом он построил канал, который иг¬рал как большую сельскохозяйственную роль, так и военную. Природа получила воду, а армия — дополнительные возможности для флота. И это была еще одна его победа — «этот канал во имя меня назвали Шахруд (река шаха)».
Следующим объектом строительства Шапура стал город Шуш (Древние Сузы), бывшая столица Ахеменидов. Увидев прежний город в руинах, Шапур решил восстановить его былое величие, славу и мощь. Инженеры нарисовали новый город, который вскоре и был построен. Рядом с городом построили новые деревни. В них стали жить и работать люди -«на радость предкам, душе Ардашира и Шапура»!
И далее Шапур пишет: «И в той большой пустыне посадили деревья — турандж, финики, оливки и айву, на полях стали выращивать пшеницу, рис, ячмень, травы, огурцы, арбузы и дыни. Из пшеницы и ячменя делали муку, из оливок и семечек — масло. Все это очень ценилось в мире, стоило дорого, и хорошо продавалось. Шуштар стал огромным центром в нем.

И далее Шапур пишет: «И в той большой пустыне посадили деревья — турандж, финики, оливки и айву, на полях стали выращивать пшеницу, рис, ячмень, травы, огурцы, арбузы и дыни. Из пшеницы и ячменя делали муку, из оливок и семечек — масло. Все это очень ценилось в мире, стоило дорого, и хорошо продавалось. Шуштар стал огромным центром. В нем
были налажены все былые ремесла: прядение шелка, ткачество и изготовление парчи, изготовление ковров, обработка драгоценных камней, ювелирное дело (золото), крашение ткани, кожевенное дело, пошив обуви, обработка меди (лудильщики), изготовление скульптур, портретная живопись и другое. Из богатейших городов Ирана туда ехали покупать товары. По-новому заработали базары и развивались торговые отношения. Чтобы дать жизнь пустыне, под землей были прорыты новые канаты и кяризы
».
Основываясь на примере возрождения Шуша, Шапур отдал приказ — во всех областях Ирана отстраивать и облагораживать города. При этом не забывал строить и крепости (на всякий случай), понимая, что и крепость можно взять, но все же во время нападения врага в ней хоть на какое-то время могут укрыться люди (пока придет подкрепление).
На севере Каспиана (одной из северных областей Ирана) в местечке «Бастан Нахид» (Древняя Анахита) нашли железо и занялись его обработкой, в основном ковали мечи.
Позднее на пути из Тисфуна в Кушанское царство (что на северо-востоке Ирана) построили город Никшапур (что означает «Благой Шапур», совр. Нишабур) и «рядом с Никшапуром в деревне магов (зороастрийских жрецов) на горе Риванд («ревень») возвели особое Аташкадэ, в котором поместили один из четырех больших огней Ирана, это Огонь Азар Борзин Мехр, который есть огонь земледельцев и крестьян».
И в продолжение темы о священных Огнях и Аташкадэ Шапур говорит: «Должен сказать, что Огонь Азар Гошнасб, или Аташкадэ Гянджек Шиз в Азербайджане, которое уже упоминал ранее, есть принадлежность падишахов, воинов и правителей. Огонь же Азар Фарнбаг, или Аташкадэ Кариан, имеет особую славу Парса, так как это место особого круга людей — магов. И, наконец, Аташкадэ Сакастана — место ремесленников и торговцев. И все Аташкадэ всех городов к одному из этих огней прикреплены. Во времена мира и покоя в стране все эти Аташкадэ облагораживали».
Но, к сожалению, мирных дней было гораздо меньше, чем дней, связанных с войнами. Главной причиной войн в период правления Шапура II стало активное насаждение Римской империей религии христианства, и особенно «христианизация Армении», которой управляли «братья-Ашканиды».
В своей книге Шапур довольно подробно описывает всю историю Армении, особенно с тех пор, как там воцарились Ашканиды, изгнанные Сасанидами из Ирана. Когда-то территория Армении была зороастрийской, там почитали Огонь и Солнце, и ее жители принадлежали к ахурийской вере. Но с течением времени примерно половина людей уверовала в героев Греции. Когда же к власти пришел падишах Тирдад III, Армения официально стала христианской (в 309 году — точно в год рождения Шапура II, он сам этому удивлялся) и находилась под непосредственной защитой Римской империи. Все это еще можно было бы терпеть, если бы не повсеместное притеснение зороастриицев в Армении и не активное распространение христианства из Армении в зороастрийский Иран.

Тирдад III, в прошлом поклонник Анахиты и гонитель христиан, стал первым христианским падишахом — принял христианскую веру и избавил христиан от мучений, зато подверг гонениям и мучениям зороастрийцев. Вот что пишет по этому поводу Шапур: «Для уничтожения Аташкадэ Зартошта и Изедов Тирдад издал приказ — великолепные храмы огня Урмозда, Анахиты, Вохумана, Тиштрии и Мехра разрушить, а магов убить. И командовал этим Гаригур Гадис парфянский, ставший священником. И на месте тех Аташкадэ он построил армянские церкви». После смерти Тирдада его сын Хосро и внук Тиран, тоже Ашканиды, продолжили дело своего предка, последовательно и целенаправленно уничтожая зороастрийскую культуру на территории Армении — «количество великолепных Аташкадэ Заратуштры все уменьшалось».
И Шапур начал думать о войне: «Прогрессивное развитие христианства в Армении и притеснение падишахом Тираном зороастрийцев, разрушение аташкадэ и убийство мобадов и магов, а также настойчивость Азарбада Махраспенда и других мобадов и хирбадов — все это подвигло меня на то, что я должен присмирить этих христиан». При этом Шапур понимал, что это будет война не с Армение

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :