А+ А-

Немецкий писатель ГЕРМАН ГЕССЕ

новение с прессой, провозгласившей Гессе изменником и предателем, а также враждебное непонимание и рас­торжение с друзьями (удары Черной Луны в Водолее):

«Дотоле я ни разу не испытывал, что же чувствует тот, кто оплевывает сплоченное большинство… Старые друзья оповещали меня, что они вскормили у своего сердца змею, и что сердце это впредь бьется только Оля кайзера и для нашей державы, но не для такого выродка, как я. Ругательные письма от неизвестных лиц

поступали во множестве… Это было вторым перерождением моей жизни».

«Снова я видел себя в распре с тем самым миром, с которым только что жил в добром согла­сии. Снова все несло мне неуда­чу, снова я был одинок и несча­стлив, снова каждое мое слово и каждая моя мысль наталкива­лись на враждебное непонима­ние. Снова между действитель­ностью и тем, что казалось мне желательным, разумным и доб­рым, открывалась безнадежная пропасть» — писал Гессе.

Жизнь вновь летела под откос, его вновь «изгоняли из стаи». Но только на этот раз он искал при­чину своих мук не вокруг себя, а в себе самом: «Корить весь мир за его безумие и бездушие — да на это не имеет права никто из людей и никто из богов, и я меньше всех. Значит, во мне са­мом должен был обретаться какой-то непорядок, раз я вступил в конфликт со всеобщим ходом мироздания… Преобладающая часть того, что я увидел, спускаясь по кругам ада в себе самом, была фальшью и подделкой без всякой ценности… Свою задачу, или, лучше сказать, свой путь к спасению, я видел теперь… единственно в том, чтобы дать немногому дей­ствительно живому и сильному во мне пережить свою жизнь до конца, единственно в безоговорочной верности тому, что я еще ощущал в себе живущим. Это была жизнь — это был бог».

Разум поборол амбиции, вера одолела безверие, человек одержал победу над самим собой.

Что же в гороскопе Гессе указывает на столь мощное противо­поставление себя другим, непримиримое противостояние таких по­нятий, как «я» и «общество»? Проблема Iи VIIдомов.

Ось Asc-Dscв гороскопе Гессе проходит через знаки Стрельца и Близнецов. Управителем Асцендента является Юпитер, управите­лем Десцендента — Меркурий. Обе планеты стоят в местах своей обители, знаках наиболее сильного проявления, и в оппозиции друг к другу! К тому же в VIIдоме гороскопа находится Солнце, и как бы того не хотел затворник-Гессе, он привлекал к себе слишком много внимания. С одной стороны, светило работало на его популярность и признание, с другой, подвергало суду и притягивало сильных противников.

Вся суть и глубина проблемы взаимоотношений человека и со­циума представлена Гессе в его романе «Степной волк». Герой ро­мана, писатель Гарри Галлер, прототипом коего является сам Гер­ман Гессе, — интеллигент-одиночка, который не может смириться с окружающей его ложью. Это ею, Галлера, а значит и себя, автор называет «степным волком», одиноким зверем, не приемлю­щим стадных законов, по кото­рым живут обыватели.

 

Но Галлер является волком еще и в другом смысле: ему приходится бороться не только с обществом, но и с самим собой, с «человеком-зверем», который таится в душе каждого и посте­пенно сдает свои позиции «человеку духа»: «Разделение на волка и человека, на инстинкт и Дух, предпринимаемое Гарри для большей понятности его судь­бы, это очень грубое упроще­ние, это насилие над действи­тельностью ради доходчивого, но неверного объяснения проти­воречий, обнаруженных в себе этим человеком и кажущихся ему источником его немалых страданий. Гарри обнаруживает в себе «человека», то есть мир мыслей, чувств, культуры, укрощенной и утонченной природы, но рядом он обнаруживает еще и «волка», то есть темный мир инстинктов, дикости, жестокости, неутончен­ной, грубой природы. Несмотря на это, с виду такое ясное разде­ление своего естества на две взаимовраждебных сферы, он нет-нет да замечал, что волк и человек какое-то время, в какие-то сча­стливые мгновенья уживались друг с другом.

…Он хочет либо преодолеть в себе волка и стать целиком чело­веком, либо отказаться от человека и хотя бы как волк жить цельной, нераздвоенной жизнью. Вероятно, он никогда как следует не наблюдал за настоящим волком а то бы он, может быть, уви­дел, что и у животных нет цельной души, что и у них за прекрас­ной, подтянутой формой тела кроется многообразие стремлений и состояний, что у волка есть свои внутренние бездны, что и волк страдает».

Галлер понимает, что и жизнь в обществе, и жизнь в изоляции одинаково могут довести его до безумия. Герой мечется в поисках выхода из одиночества. Таинственным образом он попадает в «ма­гический театр» {«Вход только для сумасшедших») — воображаемое пространство, в котором происходят самые удивительные вещи: Гессе с ловкостью опытного психоаналитика разложил на части и собрал заново всю жизнь души Гарри Галлера. В результате этого воспитание героя завершилось, и сошедшие с высот человеческого духа «бессмертные» своей возвышенной веселостью спасли его от отчаяния и послали к людям.

Проблема «степного волка», одиночества и изоляции, была ус­пешно побеждена и самим Германом Гессе, ведь «магический те­атр» — не что иное, как серьезнейший психоанализ, которому писа­тель неоднократно подвергал себя как самостоятельно, так и под наблюдением в клинике Юнга, иногда под непосредственным нача­лом великого психолога. Глубокое изучение психологии, увлечение восточной философией, занятия медитацией открыли Гессе «путь в смысловые глубины, приблизили к пониманию основ мира и жизни», помогли преодолеть «волка» внутри себя.

Герма

Страницы 1 2 3 4 5

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :