А+ А-

АЛЕКСАНДР 1«Благословенный» — Финист Ясный Сокол

о тот так и не разрешил показать лицо почившего императора его бывшим подданным, на том основании, что оно было сильно искажено при бальзамировании древесно-уксусной кислотой. 13 марта 1826 г. тело бывшего Государя было предано земле, но люди, в огромном количестве посещавшие Петропавловскую церковь, так и не смогли удостовериться в том, что покойник, лежащий в царском гробу — действительно Александр Павлович Романов.

Смерть Александра произвела на жителей России гнетущее впечатление. Никто не мог ожидать скорой кончины императора, поскольку здоровье Александра никому не внушало серьезных опасений. Император постоянно находился в разъездах и производил впечатление человека энергичного, деятельного и уверенного в своих силах. Странная, загадочная смерть вдали от столицы, скорое бальзамирование народными умельцами из Таганрога, таинственные осмотры трупа в местах остановок, необычно строгие меры охраны, предпринятые на всем пути следования траурной процессии, — все это рождало серьезные подозрения в народе, которому было отказано в праве проститься с Государем императором. Народ не устраивала официальная версия о крымской лихорадке и в его сознании родилась другая, более романтичная история, согласно которой Александр не умер, а продолжает здравствовать, затерявшись в необъятных просторах матушки России под другим именем. П. Бунин в книге «Легенда о смерти Александра I» пересказывает одну из бытовавших в народе версий этого загадочного события.

«В Таганроге строился дворец для Елизаветы Алексеевны, рассказывает это предание. Государь захотел осмотреть дворец, подъехал к нему с заднего крыльца и хотел войти. Около крыльца стоял часовой. Увидев Государя, он его остановил и сказал:
— Ваше Императорское Величество, не извольте туда идти, там вас убьют.
Государь остановился, задумался, потом сказал солдату:
— Хочешь ли ты, солдат, умереть за меня? Тебе будут оказаны царские почести и твой род будет награжден. Солдат согласился.
Государь надел солдатский мундир и стал на часы, а солдат надел царский, набросил на плечи шинель, закрыл ею лицо и пошел во дворец. Когда солдат вошел в первую комнату. Раздался выстрел из револьвера. Пуля пролетела мимо. Солдат повернулся и бросился бежать. Но вслед ему раздался другой выстрел, которым солдат был убит. Его схватили и потащили во внутренние комнаты, думая, что убитый — император Александр. От государыни убийство скрыли, сказали, что Государь сильно заболел и умер.
Между тем, пока все это происходило, Александр стоял на часах и ждал, что будет с солдатом. Когда он услыхал выстрелы, то бросил ружье и скрылся».

В сознании народа император продолжал жить, и оставалось лишь появиться какому-нибудь незаурядному человеку, внешне похожему на почившего Александра, чтобы народная фантазия породила продолжение легенды о чудесном избавлении Государя от насильственной смерти.
Ожидания чуда воплотились в благоговейном отношении русских крестьян к личности святого старца, странным образом появившегося в Сибири через 11 лет после загадочной смерти прославленного венценосца. Старец Федор Кузьмич, в коем склонные к мистификации русские люди признали воскресшего Александра I, действительно был человеком неординарным — его неподдельная набожность, благородство черт лица и осанки, глубокий ум, внутреннее достоинство и мягкость натуры, располагали к нему практически всех людей, которые имели удовольствие с ним общаться. Его первое появление в Сибири осенью 1836 г. не осталось незамеченным. Работники одной из кузниц, расположенных на окраине Красноуфимска, не могли не обратить внимания на путника, чье совершенно недеревенское лицо, плавная речь и манера держаться, резко выделяли его из числа местных жителей. Подозрительный старец, дававший уклончивые ответы на вопросы о том, кто он и откуда, был арестован. Началось формальное следствие. Производившие расследование из бесед со старцем убедились, что перед ними не бродяга, а человек глубоко интеллигентный, из высшего общества, сознательно скрывающий свое происхождение. Не смотря на настойчивые уговоры назвать истинное имя и фамилию, Федор Кузьмич по-прежнему утверждал, что он бродяга, не помнящий родства. Суд приговорил его к двадцати ударам плетями и к ссылке в сибирской деревне Зерцалы Тобольской губернии.

С этого момента начался путь Федора Кузьмича к славе святого старца, которая со временем обогатилась народной верой в то, что именно он и есть спасшийся от смерти император Александр I. Вместе с партией арестантов старец следовал по этапу к месту своего назначения, но он не затерялся в толпе. Высокая статная фигура, ясные голубые глаза, абсолютная белизна его седых волос, задушевная речь и проникновенная мягкость голоса привлекали к нему всеобщее внимание. Федор Кузьмич был ласков и приветлив со всеми, ухаживал за больными, делился с нуждающимися тем, что имел, утешал павших духом, разбирал ссоры и обиды, примирял враждовавших, словом, вел себя так, как и подобает святому старцу. Слава о его святой жизни скоро распространилась по всей округе. Приходящие к нему со всей Сибири люди дивились его учености и глубокой мудрости. Необыкновенная личность Федора Кузьмича интересовала всех, было ясно, что он — человек не простой: по его манерам и образованию всем казалось, что он из высшего общества. Его знание военной истории, великолепная осведомленность в государственных делах, личное знакомство с протоиереем Фотием и другими важными персонами, о которых он рассказывал

Страницы 1 2 3 4

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :