
Зачем мы спим. Авеста о сне.
Авестийская традиция в отличии от других наиболее полно и ясно объясняет нам суть сна. В зороастрийском взгляде на наше мироздание всюду проявляется тройственность. Существует мир МЕНОГ – духовный мир идей, мир ГЕТИГ – материальный, и воплощенный мир РЕТАГ – промежуточный, связующий мир идей с миром материи. Человек состоит из трех составляющих – дух, душа, тело. Каждое из них соотносится с тремя мирами. Главный зороастрийский принцип – «благая мысль, благое слово, благое дело» также соответственно связан с тремя мирами. Всё наше бытие, все варианты сознания человека также соответствуют этому принципу.
Сознание в состоянии бодрствования связано с миром Гетиг. В этом состоянии наше тело максимально себя проявляет и воздействует на материальный мир.
Под словом сон у зороастрийцев понималось только глубокий сон, без сновидений, состояние провала и выключения сознания. Это фаза медленного сна по современной терминологии и она связана с миром Меног. Фаза глубокого сна называется в Авесте словом источник, погружение. В этом состоянии человек возвращается к праистокам, его душа может очиститься у первоисточника. Человеческой душе в это время его Идам, хранитель, личный Изед, представитель его Фравахара дает возможность окунуться в источник Аредви – три потока Небесных Вод. При глубоком сне КАЖДЫЙ человек имеет полную возможность, каким бы он ни был, на покаяние, имеет право на выход к праистоку, и через своих Фравашей предстать перед лицом Всевышнего. И этот канал у нас открыт каждую ночь.
Во время фазы глубокого сна открывается весь наш Фравахар, все наши предки. К источнику Аредви вы можете выйти только по веточкам и по стволу этого Древа Рода. Его корни питаются тоже от источника Аредви.
Фаза, когда снится сон, сновидение, фаза быстрого сна – она связана с миром Ретаг. Именно во сне душа временно отделяется от тела и сквозь мир снов направляется к Источнику Жизни.
Чтобы понять суть самого сна, обратимся к авестийскому тексту.
Бундахишн (Сотворение основы) Глава III
О нападении Врага
В день Ормазд месяца Фравардин, в полдень, он (злой дух) свалился, и небо от этого <так> раскололось и испугалось его как овца (пугается) волка. Он отправился к воде, что была собрана под землей, потом он просверлил центр земли и вошел (в него). Затем он отправился к растениям, затем к быку, затем к Гайомарду, затем к огню. Так, подобно мухе, он набрасывался на все создания и сделал мир таким поврежденным и мрачным, что в полдень он (был) подобен темной ночи…. И он напустил жадность, нужду, страдание, голод, болезнь, похоть и лень на быка и на Гайомарда. … А до прихода к Гаиомарду (Ахримана) Ормазд послал на него сон, (который) длится столько, сколько произносят строфу (молитвы), а („так как») Ормазд создал сон в виде юноши в возрасте пятнадцати лет, ясного и высокого. Когда Гаиомард встал ото сна, он увидел мир темным, как ночь, и землю, подобно острию иглы, не оставшуюся (свободной) от вредных тварей. Небесная сфера вращалась, солнце и луна перемещались, а мир содрогался от рева мазандеранских (дэвов) и (их) битвы со звездами. Злой дух подумал: “Все творения Ормазда, кроме Гайомарда, обессилены”…
Публикуется по книге: Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. — М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1997. (Памятники письменности Востока. CXIV).
По представлениям зороастрийцев наш мир сейчас оккупирован Ангроманью. Люди приходят в этот мир на передовую, на фронт битвы сил света и тьмы. Своим свободным выбором они могут выбрать сторону Света и Добра, стремясь к собственному развитию, эволюции, достоинству, а также к восстановлению гармонии и целостности окружающего мира, к сохранности и процветанию благих творений. А могут и встать на сторону сил тьмы, развивая свой эгоизм – отчуждение от целостности мира, живя по принципам лжи, страха, разрушения и паразитизма.
Атакуя наш мир на заре мироздания Ангроманью, обладал огромной мощью разрушения и многое смог уничтожить, исковеркать. Но при всей своей силе он не смог одолеть первочеловека Гайомарта, потому что Ахура Мазда послал ему для защиты сон. Пока Гайомарт спал, Ангроманью ничего не мог с ним сделать, первочеловек был неуязвим. После пробуждения Гайомарт был полон сил, несмотря на все старания Злого духа.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что сон человеку дан Творцом как механизм защиты от сил тьмы. Мы есть дети Творца, творения Ахура Мазды, наша истинная сущность, искра божья духовна по своей природе и она не может находиться в этом оккупированном мире постоянно. Для защиты и отдыха ей просто необходимо во время сна отправляться к Источнику Жизни Ардвисуры Анахиты.
Область сна является запретной. С точки зрения зороастризма мы проявляемся в этой жизни — хоть во сне, хоть и при бодрствовании, и к этому надо относиться со священнодействием. В зороастрийских текстах было написано, что сновидения не были присущи первому человеку — Гайомарту, он получил сновидения только после того, как на Землю напал Ахриман. И только для того, чтобы облегчить ему страдания, ему был послан сон.
Ахриман при вторжении в наш мир полностью нарушил первоначальную гармонию мироздания. Если до этого циклы движения планет и светил были гармоничны, то теперь они стали хаотичны. Разрушилась планета Фаэтон, Сатурн попал в кольца и сменил период обращения с 32 лет на 29,5, лунный месяц вместо 30 дней стал 27,5 и т.д. К земному году добавились 5,25 суток, которые стали считаться в зороастрийском календаре нулевыми, днями поста и скорби. Они считались как дни, подаренные нам Ахриманом. Тоже касается и длительности суток.
Давно было замечено, что у людей, помещенных в барокамеру и не имеющих связи с внешним миром, суточный цикл становится короче приблизительно на