Солнце — ближайшая звезда
el=»attachment wp-att-1765″>
Приметы, связанные с Солнцем
Зима:
Кольцо вокруг солнца — к ненастью.
Круг вокруг солнца — к продолжительным метелям с морозами.
Солнце в кругу — к снегу, а в «рукавицах» — к стуже.
У солнца «уши» выросли — к холодам.
Солнце выходит столбом — к бурану.
Чистый закат солнца в морозную погоду — морозы будут и дальше.
На Татьяну (25 января) солнышко — к раннему прилету птиц.
Если на Василия теплого (28 февраля) солнце в кругах, жди большого урожая.
Весна:
Птицы гнезда вьют на солнечной стороне — к холодному лету.
На Василия-капельника (13 марта) солнце в кругах — к урожаю.
На Благовещение (7 апреля) солнце сияет — к урожаю пшеницы.
Утро Епифана (25 мая) в красном кафтане (солнечное) — к жаркому лету, с пожарами.
Лето:
Во время восхода солнца стоит духота — к ненастью.
Красное утро на Устина (14 июня) — красный налив ржи.
На Кирилу (22 июня) отдает солнышко земле всю силу.
С Петра-поворота (25 июня ) солнце на зиму, а лето на жару.
На Анну-холодницу (7 августа) солнечная погода — к холодной зиме.
С Успения (28 августа) молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
Осень:
На Фадея (3 сентября) солнечно — еще 4 недели хорошая погода стоять будет.
На Семена (14 сентября) солнечно — осень ведреная, бабье лето теплое.
На Харитины (18 октября) солнце скатывается вниз: отстал от ночи день — запнулся валенком за пень.
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост — хранители Древа Жизни
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов.
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском гол