Солнце — ближайшая звезда
48″ />
Зимний солнцеворот — Карачун — предвещал укорачивание ночи и начало «умирания» зимы, подводил черту под прожитым годом и открывал двухнедельные Святки. Атмосферу святочного веселья создавали игры, песни, танцы, хороводы и веселые посиделки, которые обычно прерывались приходом ряженых. Ряженые ходили по домам и славили своими песнями хозяев. Наидревнейший славянский обычай, дошедший до наших дней — «вождение козы», в котором козе придавалась особая магическая роль, предвещавшая благополучие и плодовитость домашних животных. Но почему именно коза стала главным символом колядных святок и попала в важнейший обряд, открывающий год и посвященный Солнце-Богу? Пожалуй, неслучайно, ведь как гласит старая белорусская поговорка, «даром и коза не скачет». По одной из древнейших легенд именно козе поручил Бог передавать людям весть о бессмертии — о том, что они после смерти попадут на Небо. Согласно другой легенде из-под копыт этого животного могли неожиданно рассыпаться на земле несметные богатства: «Где коза ходит, — там жито родит, где коза ногой — там жито копой, где коза рогом — там жито стогом». Подобно «козе» было и «вождение медведя», олицетворявшего собой силу и здоровье. После шуточных танцев, комических сцен, обрядовых песен хозяева дома щедро одаривали колядовщиков.
Древний Славянский календарь (Коляды Бога Дар)крг Сварога.
Кто же был так силен, чтобы исполнять подобные желания крестьян? Конечно же, не коза и не медведь. Они служили лишь атрибутом, вестником самого древнего и могущественного славянского Бога Рода, которого считали не только опекуном земледельцев, но и дающим жизнь всему живому. Одним из его изображений был фаллический символ, олицетворявший собой огромную силу и творческую энергию, несущую активное мужское начало. Пожалуй, именно ему посвящалась и самая распространенная колядная игра-пляска «Женитьба Терешки», служившая как бы прелюдией к предстоящему брачному сезону, когда многие пары действительно соединялись узами брака.
Говорят, Солнце со дня зимнего солнцеворота будто бы наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. Повинуясь старинному обычаю, вечером люди жгли костры в честь Солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче: «Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай!» Затем скатывали с гор колесо, приговаривая: «Колесо гори, катись, с весной красной воротись!»
Солнце в русском фольклоре
В древних славяно-русских сказаниях о богах Небо значится как светлый праотец и полновластный владыка Вселенной, а Земля — ее праматерь. От их великой связи во все стороны света белого расходятся причины всех других явлений бытия и небытия. Бог Неба обнимает и прикрывает собой всё существующее в поднебесном мире. Светила небесные — Солнце, Месяц и бесчисленные россыпи звезд — считаются его детьми, созданными им от своей плоти и крови.
Обожествляя животворное светило дня, люди отвели ему и особое жилище, куда оно удалялось на отдых после дневных трудов:
«И жилище это было, не на западе, открывающем Солнцу объятия перед наступлением ночи, которая считалась темной стихией и была связана с Чернобогом, а на востоке — в волшебном царстве Белобога, олицетворявшем собой стихию света-дня. Именно там, на востоке, согласно народному сказанию, стоял дивный дворец Солнца, весь построенный из чистого золота, каменьями-самоцветами разукрашенный. А вокруг дворца рос густой красивый сад: все яблони с золотыми яблоками. Распевали в том саду жар-птицы песни прекрасные. Посреди дворца высился алмазный, покрытый пурпуром, престол, на котором и отдыхало Красно Солнышко, скрывавшееся от темневшей земли. Но каждое утро садилось оно в свою лучезарную колесницу и выезжало, Светоносное, на белых, огнедышащих конях на свой небесный, проложенный тысячелетиями путь, неся миру благотворный свет и светлую радость. На Иванов день, когда оно, достигнув высшей точки стояния, поворачивало с лета на зиму, выезд Солнца совершался с особой торжественностью: в колесницу впрягались не белые кони, а серебряный, золотой да бриллиантовый».
Боготворя Солнце, народ русский величает его самыми ласковыми и значимыми именами. В выработанном тысячелетиями мировоззрении людей Солнце является добрым, праведным и многомилостивым, заботящимся обо всем живом мире. Ниспосылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами своего непостижимого для смертных могущества, оплодотворяя не только землю, но и недра земные, оно является в то же время и грозным судьею-карателем всякой темной силы-нечисти и всех ее слуг, нечестивых приспешников кривды. В его великой и непобедимой власти осчастливить мир своими благодеяниями, но в то же время — и обездолить засухой, неурожаем, моровыми поветриями, от которых не отчитаться никакими причитаниями, которые не заклясть никакими заговорами, но которые можно победить искренней мольбой, обращенной из глубины сердца народного, все к нему же — к пресветлому, всемогущему, всеправедному Солнцу Красному.
Нет для Солнца ни богатых, ни бедных — проходят пред светлыми очами его лишь праведные и нечестивые. Всем одинаково раздает оно и дар и кару свою. И не было в те века для человека сильнее клятвенного обещания, чем упоминание имени этого светила. «Красна Солнышка не взвидать!», — клялся русский человек Солнцем, давая кому-либо обещание. «Ото всех уйдешь кривыми путями-дорогами, только не от очей солнечных», «никто не найдет кривду, а Солнышко Красное выведет и ее на чистую воду», «человек целый век правды ищет, да не находит, а стоит вый