•   Без рубрики
  • 0
А+ А-

Миссия Великой степи

у, развивавшуюся в условиях патриархально-родового общества. Им были хорошо известны монументальное литье из бронзы, производство изделий из золота, резьба по дереву и техника обработки камня. Основная масса памятников сакского искусства открыта в окрестностях города Алматы и на берегах озера Иссык-Куль.

Любопытны высказывания античных авторов о саках. Так, например, о зарождении первых городских поселений на Сырдарье в период саков мы знаем из записок Ктесия (V—IV вв. до н.э.), пользуясь которыми, Диодор утверждает: «Зарина (царица саков) привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов». Греческий историк Геродот называет саков массагетами, говоря о них так: «С запада Каспийское море ограничено Кавказом, с востока к нему примыкает равнина на необозримом пространстве. Значительную часть этой обширной территории занимают массагеты, против которых и задумал идти войной Кир». Страбон, в отличие от Геродота, был более точен и указал места их пребывания более подробно: «Народы, живущие по ту сторону Каспийского моря, назывались одни саками, другие массагетами… Саки отделены от согдийцев Яксартом (Сырдарьей), а согдийцы от бактрийцев Амударьей».

Из тех же древних источников можно узнать и о том, что саки были смелыми и отважными воинами. Так, например, военные мемуары Арриана повествуют о сакских городах, расположенных на берегу Яксарта, и их жителях, восставших против Александра Македонского. По истории Геродота известно, что именно массагетами была разбита армия Кира II (530 г. до н.э.) — великого царя Персии. А описание древнего географа Дионисия (II в. н.э.) дает понятие о самих сакских воинах: «За Согдианой по течению Яксарта живут саки, стрелами бьющиеся, из всех стрелков в мире самые искусные».

Сохранились любопытные моменты и из обыденной жизни саков. О них поведал античный историк Эфор: «Овечьи пастухи саки — племя скифов. Они жили в хлеборобной Азии, выходцы от справедливых кочевников… Они передвигаются на повозках и питаются молоком». В свою очередь, Климент Александрийский рассказал о древних традициях внутри сакских племен: «Кто из саков хочет жениться на девушке, должен вступить с ней в борьбу. Если верх в борьбе остается за девушкой, борец остается ее пленником и поступает в ее полное распоряжение. Только поборов девушку, может юноша взять ее в свою власть». Кстати, этот древнейший обычай, переживший века, дошел до наших дней в виде казахско-киргизской народной игры «кыз-боры» (волк-дева) — поединка джигита с девушкой, который, как форма брачного состязания, проходит красной нитью в казахском народном эпосе.

Постоянными спутниками кочевой жизни саков были повозка (арба) и медный котел. При перекочевке арбы строились такими длинными рядами, что занимали огромное пространство, составляя причудливую картину движущегося «города». Впоследствии многие казахские города и поселки получили названия, зависевшие от строя повозок: Кан-гка, Кырык-арба, Урда-Конган и др. По описанию Ибн-Батуты, вереница этих арб простиралась от ста до пятисот. Во время кочевки арбы идут гуськом. Именно с этим явлением историки-лингвисты связывают один из переводов слова «казах»: «каз-ак» — «подобен гусю». Еще один вариант, «казах» — «казак», широко распространен в тюркских наречиях обозначением вольных людей, отважных воинов и наездников. Правда, есть и третий вариант происхождения слова «казах», связанный именно с принадлежностью казахов к древним соплеменникам — сакам: «кас-сак» — «подобен саку».

К рассказу об арбе-повозке следует добавить еще и тот факт, что эти незамысловатые сооружения сыграли определенную роль в исторических источниках, оставив след о таком степном народе саков, как кан-гка — северных и северо-восточных соседях Согдианы и Древнего Хорезма. Их территория локализуется средним течением Сырдарьи, близ древнего города Шаша (ныне Ташкент). В этом значении страна Кашка встречается в «Авесте» и пехлевийских памятниках, а также в «Шахна-ме» Фирдоуси, где она рисуется как северная соперница Ахеменидского Ирана, против которого они вели многолетнюю войну. Об этом же говорят и греческие историки в рассказах о походе Кира и Дария в страну кочевого народа саков. По «Шахнаме» город Канг-Вигишт лежал на правом берегу Сырдарьи и был последним убежищем для Афрасияба, который, преследуемый иранскими войсками, скрывался в этом городе. Там же имеется рассказ об осаде этого города и бегстве Афрасияба подземным ходом. Предания о существовании подземного хода в районе древнего Шаша сохраняются и поныне среди местных жителей. Подобными легендами овеяна и местность вокруг Сайрама, в частности гора Казы-гурт, где сказочные пещеры и подземные лабиринты много лет служили местом поклонения степняков. Упоминания о пещере или подземном строении, куда приносили жертву князья страны Кангки, встречаются и в «Авесте»: «Даруй мне [воин Tycaj такую удачу, о добрая, мощная Ар-двисура Анахита, чтоб я победителем стал, над богатырями, от Ваэ-саки происходящими сыновьями, у прохода Хшатросука, наиболее высоко расположенной и возвьииающейся, Артой освященной [ крепости ] Канха, чтобы я воинство туранских земель вдребезги разбил…».

О пле-мени саков — кангка — имеются данные и в индусском героическом эпосе «Маха

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

  • Возможно, Вам также понравится :