ГОД БЕЛКИ- ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА — ИЗЕД ДАЭНА
Что может быть важнее веры? Пожалуй, ничего. Если человек верит по настоящему, надежда и любовь никогда не оставят его. И победа будет за верой и правдой. Верующий человек способен преодолеть все испытания, которые посылает ему судьба. С искушениями сложнее. Это следующий уровень борьбы за бессмертную человеческую душу. И чем выше человек поднимается, тем с большими соблазнами ему приходится сталкиваться. Но и искушения властью, славой и деньгами могут быть преодолены, если человек ставит превыше всего закон совести.
Закон совести и веры — это то, что делает человека божьим, независимо от того, к какой вере (религии) он принадлежит. Зороастрийцы поняли это давно и не случайно ввели в пантеон Изедов (буквально «Достойных почитания») высшее существо, выражающее самые возвышенные побуждения человеческой души. Они назвали это существо Даэной.
Вера, душа, религия и совесть — всё переплелось в этом сложном и прекрасном образе. Для кого-то прекрасном, а для кого-то ужасном — кто чего заслуживает!
Даэна — это отражение человеческой души, чистота которой напрямую зависит от мыслей, слов и деяний человека, её воплощение проявляется в душе как персональное представление о Господе Боге, как Совесть. Даэна имеет три ипостаси и в жизни проявляется трояко: вера явная (дело, или религия), вера тайная (слова) и вера сокровенная (мысли).
Согласно иранской мифологии, Даэна является воплощением благой зороастрийской веры и совести верующего маздаяснийца — последователя Заратуштры. Древние персы считали, что Изед Даэна встречает душу умершего на мосту Чинват и препровождает её на тот свет. Причём встреча человека с его Совестью происходит трижды (три — священное число зороастризма) — перед смертью, в момент смерти и на «мосту Чинват» при переходе в мир иной.
Даэна встречает и провожает каждого, принимая при этом разные образы. Если человек жил праведной жизнью, и душа его осталась чистой, она явится ему в виде прекрасной девушки. Если же человек при жизни стал на путь греха и осквернил свою бессмертную душу, то после смерти Даэна придёт за ним в образе отвратительной зловонной старухи-колдуньи и потащит его в преисподнюю («Ясна» 46, 11).
В «Видевдате» XIX.27 так описывается встреча души праведника с его верой и совестью:
«Его собственная Даэна появляется в виде девушки, прекрасной царственной, с белыми руками… в образе столь прекрасном, как наиболее прекрасная из создания. И душа праведного человека говорит ей, вопрошая: «Что ты за девушка, наиболее прекрасная из всех девушек, которых я когда-либо видела?» И её собственная Даэна отвечает ей: «Воистину Я — твоя собственная Даэна, твоих благих мыслей, благих слов, благих дел благая внутренняя Даэна». Душа праведного человека делает первый шаг — и он помещает её в область «благих мыслей». Затем она делает второй шаг — он помещает её в область «благих слов». Она делает третий шаг — он помещает её в область «благих деяний». Она делает четвёртый шаг — он переносит её в бесконечный свет».
В «Зирочаке» говорится, что Даэна многоликая раскрывает двери сна и великого перехода. То есть человек имеет возможность увидеть Даэну значительно раньше собственной смерти, а именно — погружаясь в состояние сна, медитативного транса и другие изменённые состояния психики. Те, кто переживал состояние клинической смерти либо близкое к нему состояние длительной
потери сознания, как правило, видели либо чувствовали присутствие рядом некоего высшего существа. Это существо и есть Даэна — вера, совесть, любовь и надежда в одном лице.
Те, кого мучают постоянные ночные кошмары, чья совесть не спокойна, а тревожна, кто не может искренне помолиться и попросить прощения и защиты у высших сил, рискуют остаться один на один с чудовищным порождением собственного подсознания — многоликой Даэной, поворачивающейся к каждому тем ликом, коего он заслуживает.
Даэна (Вера) упоминается не только в поздних пехлевийских текстах, но и в базовом тексте зороастрийской религии, «Гатах» пророка Заратуштры («Ясна» 44, 9; 45, 2 и др.)
В авестийском языке слова «вера» и «совесть» являются синонимами и для зороастрийцев человек без веры, по определению, являлся бессовестным человеком. Даэна — совесть, зеркало души человеческой, внутреннее мерило, позволяющее сделать правильный выбор, не оступиться на жизненном пути, сохранить чистой душу и не осквернить собственный род. Даэна — многоликая богиня, и пред каждым предстаёт в своём образе. Для кого-то она — прекрасная Селена, Кора, Диана, Артемида, Психея и Веста. Для кого-то — чудовищная безобразная старуха-ведьма — Кали, Геката, Горгона, Дурга, Лилит, Баба Яга.
Даэна — это абсолютно объективное зеркальное отражение человеческой души. Чем чище и безгрешнее душа, тем светлее и радостнее лик богини. Чем грязнее душа человека, тем более мрачный и зловещий образ приобретает его Даэна.
Не случайно в традициях Авестийской школы астрологии принято за правило — учитывать влияние на судьбу человека Белой и Чёрной лун (Селены и Лилит, Арты и Друдж,), показывающих соотношение сил света и тьмы в душе человека.
Арта, побуждающая к благим поступкам, и Друдж, подталкивающая к злодеяниям, являются астрологическим выражением борьбы сил света и тьмы в душе человека. Результат этой борьбы определяет посмертную участь человека, а вместе с тем и то видение Даэны (Совести), которое явится его душе в предсмертный час в образе либо прекрасной благоухающей девы, либо уродливой зловонной старухи.
Представление о Даэне было широко распространено не только у иранских народов. Этимологические исследования определённо свидетельствуют о наличии общего для многих индоевропейских народов божества женского рода, имя которого в разных культурах — Д