
В защиту астрологии. А.Л. Чижевский
(печатается в сокращении по статье А.Л. Чижевского
«От астрологии к космической биологии»)
Может быть, первый человек, посмотревший внимательно на звездное небо, распростертое над ним в тишине темно-синей ночи, понял, что хор движущихся в вышине светил составляет нечто общее с его подножием — Землею — и не может поэтому не иметь с нею прямой, хотя и невидимой, связи. Из такого элементарного наблюдения, подкрепленного доводами самой непритязательной логики, родилась та «мнимая» наука, которая называется астрологией. Все народы прошли через эту прелиминарную стадию звездоведения, стоящую между астролатриею, или поклонением звездам, и астрономией, наукою о небе.

А. Чижевский
У аккадийцев в Месопотамии, за 2000 лет до н.э., затем в Вавилонии и Ассирии, Индии, Персии и Египте мы находим первые следы звездочетства, помогавшие парям, полководцам и простым людям при разрешении сложных вопросов, касавшихся страны и жизни. Только одно племя иудеев безразлично относилось к астрологии, звездные глубины ночного неба ничего не говорили их духу, и, как следствие этого, вся космогония их, все их мировоззрение носило тяжелый и угнетающий характер. Лишь число «семь» навсегда приковало их внимание.
Своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково. Солнце и Луна своими размеренными, правильными движениями чертят постоянные линии, ткут основу земной жизни. Остальные пять планет определяют собою все случайное и временное. Совместным влиянием семи планет прядутся сети жизни. От их влияния зависят лето и зима, дождь и засуха, жизнь и смерть, способности и свойства человека. Расположение планет в час рождения определяет всю дальнейшую жизненную карьеру. Ввиду того, что это расположение никогда не повторяется в совершенной точности, никогда два дня, два человека, два цветка не бывают тождественны. Но если все явления в подлунном мире вызываются движением планет, то, зная эти движения заранее, сведущие люди всегда могут предсказать грядущий ход событий. Так возникли искусство и наука, которые в течение нескольких тысячелетий неустанно приковывали к себе внимание всего культурного человечества и считались божественным венцом человеческого знания.
С незапамятных времен могущество халдейских жрецов было связано с искусством изощренного наблюдения, которое в конце концов превратило их религию в астрономию. Понятно поэтому что древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью с величайшим почетом и удивлением отзывались об астрономических познаниях халдеев.

Халдеи (Арии)
… Астрологическое учение стало распространяться там [в Греции| только со времен Александра Македонского. Здесь в народном сознании возник догмат о «всемирной симпатии» основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной. Догмат этот возник как результат мудрости халдейских астрологов , преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV веках до нашей эры. Гераклит (коней VI — начало V в. до н.э.), считая человеческую душу «искрой звездного естества», тем самым учил, что в человеческой душе живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах.
…Из Греции астрология проникает в Рим. Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной, и сила эта распространялась на всех людей, благодаря могучему и таинственному «влиянию», как впоследствии говорили римляне… Римские императоры, ученые, поэты, писатели, историки имели недюжинные познания в астрологии. Вергилий (70 до н.э. — 19 н.э.), Проперций (ок. 50 — ок. 15 до н.э.), Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.) охотно излагают их своим читателям.
…Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 — 253), комментируя книгу «Бытия», доказывает, что звезды не бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвозвестницами, повторяя этим применительно к христианскому учению корифея неоплатонизма Плотина (205 — 270). «Движение звезд, — учил этот последний философ античного мира, — предвещает судьбу каждого, но не создает ее, как неправильно понимает толпа».
…В XV и XVI веках астрологией занимались выдающиеся умы. Так, Тихо Браге (1546 — 1601), величайший скандинавский астроном, основатель практической астрономии, свою научную деятельность до известной степени посвятил развитию и утверждению астрологии, ибо «кто отрицает влияние звезд, тот отрицает мудрость и противоречит самому явному опыту». Несмотря на нападки и гонения, которым подвергся Тихо Браге, он до конца жизни сохранил твердую веру в астрологию и бранил тех, кто отрицал ее Он говорил по адресу богословов и философов, пытавшихся опровергнуть астрологическое учение: «Что извиняет этих людей — это их невежество как в астрологии, так и в обыкновенном искусстве здорового суждения».

Тихо Браге. Датский астролог.
… Один из величайших ученых человечества, Кеплер (1571 — 1630), был не только замечательным «математикусом» как он скромно именовал себя, но и проницательнейшим мыслителем и даже придворным астрологом. И хотя астрология давала ему средства к жизни. кто посмеет упрекнуть, этого честного и прямого человека не знавш