Роль календаря в зороастрийской традиции
Сегодня у нас на повестке дня еще одна тема, тема новая и очень старая, которую вы знаете понаслышке и по двум или трем книжкам, которые были выпущены. Ознакомились с двумя книжками о великом и могучем зороастрийском, а точнее древнеарийском, календаре? Почему я не связываю его только с зороастризмом? Зороастризм это великая традиция, мое личное мнение, величайшая традиция.
Почему же я считаю, что календарь все-таки восходит ко временам даже дозороастрийским? Потому что косвенные признаки существуют, можно найти подтверждения этому во временах, которые упираются в эпоху, когда еще, видимо, пророк Заратуштра не начинал свою миссию. В Аркаиме на эту тему можно найти косвенные указания, в раскопках, которые проводились на Крайнем Севере, арктические упоминания. Знания об этом календаре я получил от своих предков, с ними работал мой дедушка и еще его предки. Календарь в том виде, в котором я его преподношу, достаточно древний, естественно, очень древний. Мы с вами ознакомимся с комплексным подходом к этим календарным циклам. Вы знали до сих пор, и все время мы с вами говорили о различных видах календарных циклов.
Я напоминаю вам, для чего были нужны календари и какое отношение календари имеют к астрологии — божественной науке звезд. Почему календари астрологии объединялись? Потому что календари ориентированы на сакральное время, священное, время Мира, когда он был только создан, то есть время творения, Бундахишн. Господь Бог создает идеальный мир, в котором нет места злу, в котором нет места насилию и всяким другим мерзостям ахримановским: дэвам, храфстрам, которых пришлось потом чистить из земли, вымывать их потом всякими подручными способами — Тиштар занимался этим на Земле после того, как Ангра-Манью вторгся. Ничего этого не было, вообще злой дух, дух разрушения — Ахриман нечестивый у себя во тьме кромешной спал и еще даже не подозревал, что Ахура-Мазда этот мир создаст. Увидел потом, пробудился и говорит: «Дай мне мою долю». Ничего не дал ему Ахура-Мазда. Потом, как вы знаете, был договор некий, мифологический, Ахриман попался сам по своей жадности в схлопнувшуюся ловушку замкнутого времени, Даргвахвадата, этого времени, откуда он до сих пор не может вырваться. Он успел во время своего посещения нашего мира осквернить все, вплоть до циклов движения тех светил небесных, которые раньше были незыблемыми и устойчивыми показателями времени, особенно таких небесных светильников как планеты. Он успел многое сделать. Ну, что ж, способный был Дух, по крайней мере, в области осквернения. Уже больше Ахримана трудно что-либо предположить. Все остальные служители Ахримана — рабские подражания, а этот был талант. Ему бы благое бы дело делать, хорошее.
Но о календаре. Календарь напоминает о времени творения, идеальном времени, о времени, когда зла не было, поэтому календарные циклы дают указания, как некий маяк, дающий указания, как надо жить, чтоб у вас не было зла, чтоб вы от зла были как можно дальше, и чтоб зло к вам не клеилось ни в каком виде. Поэтому календарь был сакрален, то есть священен. И все эти календарные ритуалы были более священны и более значимы, чем указания по всевозможным астрологическим показателям. Более значим был календарь. То есть главенство календарных циклов над всеми остальными астрологическими показателями. Главное — календарь. Почему? Потому что астрология в том виде, в котором мы ее изучаем, рассчитана на мир уже после вторжения Ахримана. Когда мы ориентируемся по планетам, мы имеем в виду планеты оскверненные, планеты, потерявшие свою первоначальную сущность, растерявшие половину Божьей хварны, или благодати. Потому что, если вы знаете, к планетам в традиции зороастризма, в принципе, отношение двойственное: с одной стороны, они считаются все-таки связанными с Изедами, то бишь с Небожителями, к каждой планете приставлен свой Изед (к Венере — Анахита, к Меркурию — Тиштар и т.д.); с другой стороны — они же пропитаны мерзостными миазмами злочестивого Ахримана, то есть они двойственны. В чем проявляется мерзостность ахримановских деяний планетных циклов? В том, это совершенно четко написано в текстах, причем в совершенно таких ортодоксальных текстах, что они имеют петли, что они имеют неправильные движения — правильно, действительно так — то, что они в общем-то неправильны, у них нет этой гармоничной соподчиненности. Гармонию сфер они потеряли, выбились из гармонии сфер. Но с другой стороны, началось то, что мы сейчас называем жизнью, то есть возможность эволюционировать. Потому что в том идеальном мире, ну, какая там была эволюция, это не благодаря Ахриману, а просто потому, понимаете, так исторически сложилось. Ахриман прилетел, а что делать? Хочешь — не хочешь — надо эволюционировать. Не будешь эволюционировать — тебя сожрут, потому что у других вырастают острые зубы. Я, например, думал: а как же тогда люди-то жили до Ахримана? Вот в идеальном мире как материальные тела должны были жить? Они что, вот волки должны были пожирать овец, львы, там хищники должны быть? Или люди как жили? Как должен был быть так устроен их пищеварительный аппарат, чтобы пережевывали мясо и т.д. Я все-таки подумал, что на самом деле это было не так. Я думаю, что и львы были травоядными, и всевозможные хищники тоже мяса не ели. Первые люди тоже мяса не ели, Машья и Машиана, тоже сначала мяса не ели, вообще ничего не ели. У первых людей, я так думаю, вообще не было даже ни желудка, ни кишечника. Там написано: «они ничего не ели». Они испытывали голод после того, как этот самый первый человек помолился бесам, … Все было хорошо, они жили в Хванирате, полурай там. И вот вдруг ему взбрендило, что воду, огонь, землю и воздух для нас создал Ахриман, и дальше поехало, у бесов силы появились, потому что ложь. От хорошей жизни, от рассла