Учение о добре и зле
В соответствии с зороастрийским учением, мир представляет собой единое целое. Отсюда следует, что выделяемые людьми различные «царства природы» (космос, земля, океан, растения, животные, человек и т.д.) — все это лишь различные проявления целостного мироздания. Поэтому изучить какую-то одну грань мира невозможно без знания основополагающих принципов мироустройства в целом.
К осознанию целостности мира, всеобщей взаимосвязи всех его частей сейчас приходит и современная наука Еще до недавнего времени ученым казалось, что, изучая все более мелкие составные части материи: молекулы, атомы, элементарные частицы, — можно лучше понять мир в целом. Господствовало представление, что часть информативнее целого и, следовательно, зная особенности всех частей, всегда можно выстроить целостную картину. Соответственно развивалось множество наук, каждая из которых изучала свой «сектор» мироздания и с течением времени дробилась на несколько меньших научных дисциплин, исследовавших еще более мелкие части изучаемого предмета. Но на определенном этапе развития науки выяснилось, что представление о доминанте частного над целым верно далеко не всегда Так, например, из свойств электронов и образующих ядра атомов протонов вовсе не следуют все свойства атома в целом («запрет Паули»).
В квантовой физике для описания различных объектов (от элементарных частиц до сложных систем) используется так называемая волновая функция, или пси-функция. Так вот, выяснилось, что волновая функция системы в целом всегда гораздо лучше описывает свойства этой системы, чем совокупность волновых функций ее отдельных частей. То есть, по большому счету, нельзя говорить о том, что какая-то система состоит из составных частей. При образовании любой системы возникает новое качество, не следующее из свойств составляющих ее элементов. Итак, чтобы понять мир, следует пытаться изучать его в целом или, говоря языком квантовой физики, нужно построить волновую функцию всего мира.
Многие ведущие физики сейчас склоняются к тому, что каждую элементарную частицу можно рассматривать как состоящую из всех остальных элементарных частиц Вселенной. То есть свойства любой частицы определяются свойствами всех остальных частиц. Следовательно, если мы вдруг удалим из мира одну частицу, то это приведет к изменению свойств всех оставшихся частиц. Таким образом, целое оказывается реальнее части. Изучая целое, можно понять и составляющие его части.
Это же положение относится и к живой природе: целый организм — это более чем математическая сумма составляющих его клеток, его свойства как целого совершенно не объясняются свойствами отдельных органов и систем Единственная область, где знание отдельных частей практически всегда обеспечивает понимание целого, — это техника, созданная человеком: от простейших механизмов до сложнейших компьютеров и физических установок. Но даже в технике при достаточном уровне сложности возникают непредсказуемые и часто необъяснимые эффекты. Не случайно в последнее время заговорили о необходимости синтеза наук, о том, что наиболее крупные открытия делаются на стыке наук, прослеживается определенное стремление создать единую теорию мира.
В едином целостном мире должны действовать и единые универсальные законы, работающие как для всей Вселенной, так и для каждой отдельной ее части, в том числе действующие и в жизни человека. Конечно, конкретные проявления действия этих законов могут быть весьма разнообразны в зависимости от особенностей рассматриваемого явления. Но если основные законы мира известны, легче увидеть связь между, казалось бы, никак не связанными между собой процессами и событиями, понять их причину и предугадать их развитие. Это же знание позволяет осознать главную индивидуальную цель и пути ее достижения. Именно такое понимание мира, а не случайный набор большого количества разрозненных знаний можно назвать мудростью. Еще древние говорили: «Многознание не есть ум». Кстати, существует различие между истинной мудростью и умом. Умный человек сначала анализирует, потом делает выводы, а мудрый — делает выводы без предварительного анализа, сразу постигая истинную суть, схватывая целостную картину.
Зороастрийское учение как раз и призвано объяснить единство и целостность воплощенного мира, универсальные принципы его эволюции, помочь человечеству в целом и каждому отдельному человеку построить свою жизнь по изначальным законам устройства Вселенной.
Вопрос о добре и зле, важнейший мировоззренческий вопрос, сейчас многими людьми считается чем-то устаревшим, излишне высокопарным, неуместно банальным, скучным и даже неприличным. Одни считают, что понятия добра и зла самоочевидны, их нет смысла обсуждать. Другие полагают, что они чрезмерно абстрактны и их невозможно определить конкретными терминами. С точки зрения третьих, такие понятия вообще не существуют объективно. От подробного анализа соотношения добра и зла в мире часто уклоняются даже религиозные проповедники, не говоря уже о других учителях человечества, создателях собственных систем миропонимания. Тем не менее мы остановимся на этом серьезнейшем вопросе.
Учение о добре и зле, о существовании изначальной целостности мира и ее последующем нарушении является основой зороастризма и той характерной чертой, которая отличает его от множества других религий. Нигде, ни в одном другом учении проблема соотношения добра и зла не проработана так глубоко, досконально и последовательно, как в зороастризме. Данный вопрос вообще считается главным для любого зороастрийца. Именно по тому, как решается этот вопрос в той или иной религии, судят о ней. Точно так же с точки зрения соотношения добра и зла оцениваются государственное устройство той или иной страны, принципы организации обще