А+ А-

Александр Грин (Гриневский)

Русский писатель. РЫЦАРЬ МЕЧТЫ
23.08.1880-8.07.1932

До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения.
А. Грин

…Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему. это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя… Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и -вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем. Что до меня, то наше начало — мое и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?..
А. Грин «Алые паруса»

«Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе — «Алые паруса», то и этого было бы довольно чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству», — так писал об Александре Грине Константин Паустовский.

 

 

 

 

 

 

 

 

И с этим нельзя не согласиться. «Алые паруса» — гимн романтике человеческих отношений. Пусть не было Каперны не было Грэя и Ассоль, не было корабля под алыми парусами’ но всегда и везде существовали и будут существовать «Каперны», жили и будут жить «Грэи» и «Ассоли», плыли и будут плыть по морям «белые корабли с алыми парусами Все это было, есть и будет во все времена на всей земле до тех пор, пока на ней будут жить люди, умеющие любить мечтать и верить в исполнение своей мечты. Как и те, добрая воля которых осуществляет желания — люди, способные подарить другим их «мечту», люди, которые понимают, как это приятно, как невыразимо чудесно» делать добро!
Александр Грин — один из самых своеобразных художников слова. Сказочник, романтик, волшебник, мечтатель, выдумщик и фантазер…
Его любили читатели — за надежду, за возможность расправить крылья и за победу добра (!) — он издавался и расходился огромными тиражами. Но к нему совсем неоднозначно относились литераторы-современники, называя «оригинальным» и «не от мира сего». И его совершенно не признавали критики, считавшие писателя дешевым беллетристом, заимствующим сюжеты у зарубежных авторов приключений. У самого же Грина была к себе объективная и довольно скромная оценка: «Я принадлежу к третьесортным писателям, но среди них кажется, нахожусь на первом месте».

Многие так и не смогли определить, все-таки кто же он -реалист или романтик. Реалист? — разумеется, у него масса рассказов и сюжетов о тяготах жизни. Романтик? — бесспорно, потому что писал о чудесных странах, где природа облагораживает человека, рисовал необыкновенных людей — смелых, сильных духом и верой, цельных, чистых, в дружбе и в ненависти, умеющих бороться и побеждать.
Эта позиция Грина решительно противостояла печально известному афоризму «человек от природы подл». Грин был против прославления в творчестве мерзавцев, бесов, пороков и прочей нечисти в человеческом проявлении, он был против беспросветного пессимизма и призывов петь «гимны уродству, разрушению, безумию, хаосу и тьме».
Грин говорил, что «любой рассказ должен содержать жесткую борьбу добра со злом и заканчиваться посрамлением темного и злого начала». Поэтому в его рассказах побеждает добро: в «Борьбе со смертью» высмеяны корыстолюбивые родственники героя, с затаенной радостью ждавшие его смерти, чтобы получить наследство; в «Жизни Гиора» герой возвращается к своей любимой, которая ждала его много лет, а его соперник и враг кончает жизнь самоубийством; в «Золотой цепи» побеждают верные друзья — Санди, Молли и Дюрок, в то время как Дигэ, Голуэй и другие проходимцы, стремящиеся завладеть богатством Ганувера, повержены; в «Бегущей по волнам» побеждают те, кто бережет статую «Бегущей» как символ вечной красоты, а партия богачей, требующих уничтожения скульптуры, терпит поражение; в «Алых парусах» сбывается светлая мечта Ассоль и посрамлены жители деревни, ненавидевшие чистую мечтательную девушку.

Но почему именно добро должно победить? Разве писатель не видел в жизни обратного — победы мрака над светом?
Видел, и неоднократно, и в большей степени, чем другие. Но в силу природного свойства своей души всегда верил в лучшее и этой верой наделял своих персонажей. «Я настолько сживаюсь с моими героями, — говорил Грин, — что порою сам поражаюсь, как и почему не случилось с ними чего-нибудь на редкость хорошего! Беру рассказ и чиню его; дать герою кусочек счастья — это в моей воле. Я думаю: пусть и читатель будет счастлив!»
Вот почему, продолжая эту столь созидательную мысль писателя, его Галеран в «Дороге никуда» предлагает: «Всегда приятно сделать что-нибудь хорошее, не так ли? Вот и все. Возьми на себя роль случая!». Ему же вторит Артур Грэй из «Алых парусов», призывая всех «делать чудеса своими руками», то есть просто делать добро.

 

 

 

 

 

 

 

Страницы 1 2 3 4 5 6

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

3 комментария

  1. Елена:

    Все мы в детстве читали «Алые паруса», а теперь узнали много о судьбе автора!

  2. laska:

    Интересно! спасибо!

  3. Елена:

    На примере известных личностей, очень интересно изучать астрологию

Добавить комментарий


  • Возможно, Вам также понравится :