А+ А-

Персеполь – величие и загадка Ахеменидской державы

ение евреям. От Куруша осталась Хартия прав человека, которая записана на керамическом цилиндре. В ней говорится: «Я, Куруш, царь ближних и дальних земель, управляю странами и народами, которые мне добровольно подчиняются. Если они не хотят, я их отпущу на волю».

persepol 06

krilatii Lev
По сравнению о другими ахеменидскими царями Дарий оставил о себе более полные сведения. Свои этические взгляды он подробно описывает в надписи на гробнице в Накш-и-Рустаме: «Я не вспыльчив. Я владею собой и умею сдерживать гнев… То, что один человек говорит против другого, не убеждает меня, пока я не услышу речи их обоих. Тому, что человек делает или совершает по силе своих возможностей, я радуюсь и бываю удовлетворен. Верных людей я щедро награждаю… Когда ты увидишь или услышишь о том, что было сделано мной во дворце и на поле боя, это будет свидетельствовать о моей деятельности и разуме, ибо мое тело сильное… Я – испытанный воин. Мои руки и ноги натренированы. Я хороший всадник… Пусть не покажется тебе неправдоподобным то, что услышали уши твои» [4, с. 19].

perspolis07
В рельефе на Бехистунской скале Дарий дает себе похожую характеристику: «Я не был лжецом или злодеем… Согласно справедли вости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который старался [делать добро] для моего дома, я благодетельствовал, того, кто вредил, я строго наказывал» [4, с. 19]. Здесь же он перечисляет своих предков, вплоть до Ахемена. Он пишет: «Испокон веков мы знатны. Испокон веков наш род был царским… восемь [человек] из моего рода были прежде царями. Я – девятый. Милостью Ахура Мазды, я – царь» [2].
Дарий подавил восстания и провел ряд реформ, которые способствовали укреплению государственного управления, упорядочиванию сбора податей, налаживанию экономики. Он разделил свою державу на 20 административных округов, сатрапий, как их называли греки. Наместники этих сатрапий (древнеперс. Хшатрапаваны – «хранители царства») происходили из знатных персидских родов. Такие должности по традиции переходили по наследству. Фактически эта система – монархия, опиравшаяся на полузависимую провинциальную знать, – существовала в Иране на протяжении многих веков и была ликвидирована только в ХX в. Сельское хозяйство при Дарии процветало, широко развивались торговля и ремесло, правосудие вершилось справедливо, поскольку в государстве царил мир. Правовой кодекс Дария с почтением упоминали в древнем мире.
persepol 04
Укрепив свое положение на троне, Дарий начал строительство величественного Персеполя, которое продолжил его сын, взошедший на престол в 486 г. до н. э., Ксеркс I (Хшаярша – «герой среди царей») и внук Артаксеркс I (Артахшасса – «владеющий царством справедливости»), правивший с 465 по 425 гг. до н. э.
Неизвестному архитектору Дария нужно отдать должное – смело задуманное и мастерски исполненное это сооружение было под стать империи, находившейся тогда в расцвете своего могущества. До начала строительства Персеполя им был тщательно разработан план застройки, вплоть до направлений дренажной и водопроводной систем, которые соответствовали расположению зданий более позднего периода. Каждое последующее сооружение было сориентировано по одной оси с севера на юг, а обширные квадратные залы большинства дворцов вообще были открытиями гениальных архитекторов.

Мастерство скульпторов здесь также было доведено до совершенства – все значимые детали изображений выполнены настолько тщательно и натуралистично, что. рассматривая рельефы Персеполя, можно получить очень точное представление обо всем декоративно-прикладном искусстве Ахеменидов. Произведения торевтики (художественные изделия из металла), глиптики (изделия из драгоценных и полудрагоценных камней с резьбой), костюмы, ткани, украшения, выполненные армянскими. мидийскими, малоазийскими восточно-иранскими мастерами той и последующих эпох, представляют те же, ставшие каноническими формы, образы, также орнаментированы, сходны по размерам, а иногда даже точно копируют персепольские рельефы.

Персеполь стал религиозной столицей Персии, ее духовным святилищем. Ни Сузы, ни Экбатаны, ни Вавилон не могли претендовать на это звание, поскольку арийская религия, свято хранимая Ахеменидами, не должна была смешиваться с чужеродными традициями, так или иначе проникающими в социальную и культурную жизнь персов.

Продолжение следует.

Лариса Захарова

Журнал «Митра» №4 1999г

Страницы 1 2

Понравилась статья ? Поделитесь с друзьями !

Оксана Гусева

Опубликовала статью

Дипломированный астролог.

  • Возможно, Вам также понравится :