Персеполь – величие и загадка Ахеменидской державы
Персеполь – одно из подлинных чудес света, один из самых знаменитых городов древности. Он раскапывался археологами в течение многих лет, и сейчас достаточно хорошо изучен представителями науки из самых разных стран, однако этот город оставляет за собой еще множество тайн и загадок. Более двух тысяч лет назад Персеполь являлся священной, ритуальной столицей древнейшей мировой державы Ахеменидов. Он был символом величия и великолепия Ахеменидской империи и он же стал символом ее падения. Ему же суждено было стать поворотным пунктом истории во время войны Запада и Востока, во время военных походов Александра Македонского. Персеполь сохранил значение зороастрийского духовного святилища до наших дней, однако мусульмане придумали про этот город свои легенды и стали называть его Тахт-и-Джемшидом, т. е. троном мифического правителя Ирана Джемшида. Интересно, что первые европейские исследователи Персеполя находили в его рельефах и элементы христианства. Это неудивительно, если вспомнить, что зороастризм является одним из корней древа христианской религии и древа ислама.
Монументальный комплекс Персеполя был возведен между 520 и 450 гг. до н. э. тремя поколениями ахеменидских царей. Строительство начал Дарий I (Дараявауш – «держащий добрую мысль»), правивший Персией с 522 по 486 гг. до н. э. и именовавший себя сыном Виштаспы (Гистаспа), Ахеменидом (Хахаманишия). Кстати, именно с именем отца Дария Виштаспы, жившего в начале VI в. до н. э., ошибочно связывают года жизни Заратуштры. Воздвигая Персеполь, Дарий желал тем самым достигнуть бессмертия, и это ему удалось, несмотря на то, что ахеменидская держава пала под ударами македонцев, руины этого города, его рельефы, протянувшиеся на сотни метров, надписи, высеченные на памятниках, через тысячелетия повествуют нам о событиях, о религии и о богатейшей духовной и материальной культуре того времени.
Родословная Ахеменидов гораздо древнее родословной Александра Македонского, разрушившего их царство. Они считали себя арийцами. В одной из своих наскальных надписей Дарий с гордостью заявляет, что он – «перс, ариец, арийского происхождения». Еще во II тыс. до н. э. из-за неблагоприятных климатических условий арийские племена, двигаясь с севера, с земель от Днепра до Урала, пересекли реку Окс (современная река Амударья) – северо-восточную границу Иранского нагорья, обширной территории. которую в настоящее время занимает Иран и Афганистан. Постепенно, через большие интервалы времени, одни из них повернули в Индию, где победили местных жителей с более темной кожей (впоследствии их стали называть индоязычные арии), другие двинулись к западу, через плато. Последние, так называемые ираноязычные арии, придя на плато, и дали этой стране свое имя. Лингвистически Иран и Ариана означают одно и то же, хотя как название страны слово «Иран» появилось только после Ахеменидов.
Арийцы были светлокожими людьми,высокого роста, по роду занятий – преимущественно кочевники-скотоводы. Они несли с собой свою культуру и свою религию, основные сведения о которой хранит Авеста – сборник древнейших гимнов и прозаических текстов. Доказательством же того, что арийцы пришли на плато и двигались по нему, вплоть до равнины Двуречья, служат надписи. В одной из них, датированной примерно 1370 г. до н. э., содержатся имена арийских богов, а в других засвидетельствованы индоевропейские слова. Пришельцы ассимилировались с местным населением, и только с появлением иранцев, т. е. мидийцев (от древнеиранского «mada» – опьяненный, яростный в бою) и персов (от древнеиранского «parsava» – широкогрудый богатырь), число арийцев настолько увеличилось, что они могли навязывать свою волю исконному населению, сильно поредевшему к тому же в результате войн с могущественной Ассирией.
На Иранском плато развивалась древняя Иранская цивилизация (3 тыс. лет назад –Эламская).Урарты, нубийцы и другие народности – племена древних иранцев. Они населяли эти места до появления иранской государственности. В глубокой древности северные народы мигрировали и их потом стали называть парфянами. Несколько столетий спустя с западной стороны Каспийского моря появилось другое племя. Миграционная волна разделилась на две ветви: одна – разместилась в районе озера Урмия и образовала первое государство мидийцев. Вторая ветвь миграционной волны прошла по восточному берегу озера и обосновалась рядом с Сирией. Сирийцы были очень воинственны и нападали на своих соседей. Поэтому пришедшие народы (арии) спустились ниже и достигли южного Фарса. Там и возникло Ахеменидское государство.
В 550 г. до н. э. Куруш (Кир Великий) основал Ахеменидское государство. Он прославился как самая яркая фигура Ирана, так как оченьмногое сделал для культуры своей страны. Куруша знают и в Древней Греции, и в Европе. Он не нападал на соседние страны. Он был миролюбивым правителем. Многие народы добровольно вступали в его империю. В VI в. до н. э. вавилонский царь напал на Иерусалим, разрушил храмы и увел в плен его население. Евреям жилось очень плохо в плену и они обратились за помощью к Курушу. В 537 г. до н. э. Куруш напал на Вавилон и разгромил вавилонского царя. Он вернул все, что было захвачено, в Иерусалим. После освобождения евреев он отправился в храм Мардука и оказал почт