
ПАБЛО ПИКАССО
оизведений Пикассо, один критик сказал: «Абсолютная реальность и в то же время абсолютная условность». Пожалуй, лучшего определения ко всему творчеству Пикассо подобрать трудно. Не смотря на всю условность своей живописи, художник жил абсолютно реальной жизнью, не отказывая себе ни в чем и ни в ком.
портрет Пикассо, выполненный для Доры Маар
Следующей его музой стала Франсуаза Жило. Итак, история Шестая. Сцена та же: ресторан, престарелый мастер и молодая художница. Опять предложение стать бессмертной, мастерская в купленном для новой любовнице замке, многочисленные картины, среди которых критики выделяют полотно «Женщина-цветок». И опять связь длится семь с небольшим лет. Этот цикл повторялся в судьбе Пикассо неоднократно. Через 7— 8 лет Пикассо бросал своих женщин, прожив еще одну маленькую жизнь в пределах большого цикла Венеры (8 лет) или же обращений Приапа и Рази — планет сексуальности, циклы которых близки к восьмилетнему периоду. Вряд ли здесь стоит усматривать цикл Белой Луны, хотя быть может это и так, ведь художник всякий раз влюблялся искренне и как будто впервые. Он мог бы всех своих женщин называть Евами на разных этапах своей жизни, но мастер не любил повторяться, у него были: «куколка», «балерина», «валькирия», «любовница ветра» и «женщина-цветок». Юная, энергичная Франсуаза Жило, пожалуй, единственная женщина, вдохновившая его на написание многочисленных семейных картин, светлых и радостных, пронизанных теплым светом заходящего южного солнца. С Франсуазой, подарившей ему счастье второй молодости, Пикассо уезжает из Парижа на юг Франции — к солнцу, морю, пляжам.
Сексуальная энергия Пикассо била ключом, не смотря на то, что ему было уже за 60, когда он встретил 20-летнюю красавицу. Это произошло в 1943 году, а в 47-ом и 49-ом Франсуаза рождает любимому сына Клода и дочь Палому. Да, да, Пикассо было 68 лет (!), когда родилась его младшая дочь — та самая Палома Пикассо, которая сумела с большой выгодой для себя использовать фамилию отца для «раскрутки» парфюмерного бренда.
Юная любовница пожилого авангардиста
Юная Франсуаза — единственная женщина, которой удалось вырваться из лап стареющего минотавра. Вероятно, с годами хватка Пикассо несколько ослабла, и он не смог удержать юную любовницу подле себя, как это делал он со всеми остальными женщинами, попавшими в его лабиринт.
Биографы Пикассо свидетельствуют: «Очередной любовницей Пикассо стала Франсуаза Жило, молодая художница. Франсуаза была в то время единственной женщиной, которая делила с Пикассо постель. Она, однако, вскоре обнаружила, что определенную роль в жизни Пабло играют и Ольга, и Мария-Тереза, и Дора Маар. Летние месяцы, которые они проводили на юге Франции, оживлялись присутствием Ольги, которая следовала за ними повсюду, извергая на них потоки брани. В Париже четверги и воскресенья были днями, когда Пикассо посещал Марию-Терезу и Майю. Если же Пикассо уезжал куда-нибудь с Франсуазой из Парижа, он ежедневно получал от Марии-Терезы письма, в которых она подробно рассказывала о своих с Майей успехах, заботах и трудностях, в особенности, финансовых. Иногда Пикассо ходил в гости к Доре Маар или приглашал ее на обед. При этом он всегда настаивал, чтобы Франсуаза обязательно сопровождала его во время таких визитов».
Но жизнь с Пикассо оказалась непомерно тяжела для здоровой психики молодой художницы. Она решила покинуть как самого Пикассо, так и все, что с ним связано: и замок Гримальди, и юг Франции. Позже в своей скандальной книге «Жизнь с Пикассо» Фернанда напишет, что художник постоянно издевался над ней, что было для него стандартной формой поведения. Когда она стала болеть (а ему-таки удалось подорвать здоровье молодой женщины), Пикассо язвительно повторял: «Ненавижу больных женщин». Когда же она все-таки решилась его оставить, впервые брошенный художник был вне себя от гнева. Он заявил: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах». Спустя 7 лет от начала отношений с Пикассо, Франсуаза забрала обоих детей и уехала. Позже вышла замуж за доктора Джонаса Салка и прожила вторую жизнь, на этот раз без Пабло Пикассо. Она сумела вовремя сбежать, именно это ее и спасло. Судя по всему, Белая Луна оказалась в гороскопе Франсуазы достатачно сильной и потому мучительные для нее взаимоотношения с Пикассо ограничились 7-летним периодом.
с Жаклин Рок
История седьмая и последняя. Рекорд по длительности взаимоотношений с Пикассо поставила последняя жена художника — Жаклин Рок. Их связь длилась на протяжении цикла лунных узлов — восемнадцать с половиной лет. Он встретил ее в возрасте 73-х лет и, по обыкновению, купил ей дом — на этот раз в Каннах, где они, в основном, и жили. Незадолго до встречи с Пикассо Жаклин Рок развелась со своим мужем, и, как говорится, была до пятницы совершенно свободна…
У нее был изящный профиль, в чем можно убедиться, глядя на ее портреты кисти Пикассо. Некоторые искусствоведы называют ее сфинксом, охранявшим покой мастера на протяжении последних лет его жизни.
Очередная деформация образа возлюбленной
Жаклин было всего 34 года, когда почти восьмидесятилетний художник тайно женился на ней. Обычно через семь лет после встречи Пикассо уже расставался со своими музами, но на сей раз он решил остепениться. Как-никак, а восемьдесят лет за плечами…
Жаклин Рок — последн