
ПАБЛО ПИКАССО
ия-Тереза вернула ему вторую молодость, «отмотав» на часах возраста одно обращение Сатурна. Символично, что «Женщина с вазой» — скульптурное изображение именно этой натурщицы великого сластолюбца украшает могилу Пикассо, похороненного в местечке Вовенарг.
Портрет Марии
Мария-Тереза оказалась четвертой — серединной женщиной в «великолепной семерке» несчастных любовниц Пикассо, она же своим появлением в его жизни ознаменовала середину творческого пути маэстро. Их встреча произошла в момент движения Солнца по Белой Луне живописца, что говорит о том, что небеса посылали ему юного ангела во спасение его души, но он пренебрег и этим подарком судьбы. Через восемь лет после встречи, в 24 года (т.е. на цикле обращения Венеры, Рази и Приапа) Мария родила дочь Майю, после чего отношения между Пикассо и его моделью значительно осложнились, так как к уже поостывшим за 8 лет чувствам добавилась и родительская ответственность. Девочку записали как дочь неизвестного. Пикассо обещал, что сразу же после развода признает ребенка. Но девочка так и не получила его фамилию. Впрочем, художник согласился… стать ее крестным. Крестный отец собственной дочери потому-то и называл Марию-Терезу лучшей из женщин, что она никогда ничего не требовала от него.
Тем не менее, художник оставил Марию ради новой пассии, хотя продолжал поддерживать ее, как и свою супругу, материально. Всю последующую жизнь они встречались, Мария-Тереза постоянно писала Пикассо, но он продолжал свое победное шествие по жизни и по женским сердцам, меняя натурщиц по мере остывания к ним интереса. Оставленная злым гением в возрасте 24-х лет с ребенком на руках, Мария так и не смогла создать семью, полюбить кого-либо кроме неистового испанца. Она была предана единственной любви на протяжении всей жизни, и даже когда уже глубокий старец Пикассо отошел в мир иной, она последовала вслед за ним, повесившись спустя некоторое время после его смерти.
«Голова женщины» (Дора Маар)
Но до трагической развязки было еще далеко — около 40 лет насыщенной творчеством и любовью бурной жизни знаменитейшего из художников XX века. Его ждали встречи с Дорой Маар, Нюш Элюар, Франсуазой Жило и Жаклин Рок.
История пятая. Почти как всегда — «средь шумного бала случайно» — встреча в кафе «Две кубышки», где собирались сюрреалисты, абстракционисты и прочие представители художественного бомонда предвоенного Парижа. Поль Элюар, друг Пикассо познакомил художника с великолепной Дорой – фотографом и художницей, чей темперамент и красота не могли остаться незамеченными искушенным ценителем женских достоинств. Согласно легенде, «в тот вечер необыкновенной красоты черноволосая женщина, положив на столешницу ладонь в черной перчатке, небрежно играла ножом, пытаясь быстро воткнуть острие между пальцами. Ей это удавалось, и, выдернув из стола нож, она продолжала свое опасное занятие. Вдруг Дора не попала в цель и ранила руку. Показалась кровь, взволнованный Пикассо попросил отдать ему эти перчатки и долго хранил их в застекленном шкафу». В начале 1936 года друзья художники обратили внимание, что Пикассо стал все чаще рисовать девушку с изящными руками и ногтями, покрытыми ярко-красным лаком. Это и была Дора Маар — профессиональный фотограф, умная девушка передовых взглядов, ставшая интеллектуальной и сексуальной спутницей Пикассо. Югославская художница неплохо говорила на испанском языке. Пикассо был очарован. Ей тогда было 28 лет, а ему — 53 года.
«Дора и Минотавр» — программное произведение автора, выражающее его отношение к прекрасному полу
Они встретились в момент транзитного движения Лилит по Венере уже не молодого художника. Странно было бы, если бы в это время он никого не обольстил. Для Доры эта встреча оказалась роковой — за 7 лет любовной истории Пикассо окончательно расшатал и без того хрупкую нервную систему молодой женщины, что и стало основной причиной разрыва. Если в начале отношений Дора фигурировала на полотнах Пикассо как великолепная фемина с летящими распущенными волосами, то впоследствии он изображает ее лишь со слезами на глазах.
«Я никогда не мог написать ее улыбающейся, — вспоминал мэтр, — для меня она всегда была плачущей женщиной». Бесконечные слезы и длительные депрессии могли утомить кого угодно, а тем более темпераментного испанца. После войны Пикассо подарил Доре домик на юге Франции. Однако жить здесь ей так и не пришлось — после разлуки с возлюбленным она стала пациенткой лечебницы для душевнобольных.
На время романа с Дорой приходится сотворение «Герники» — произведения поистине эпического масштаба, одного из самых известных полотен мастера, зачастую называемого вершиной творчества мастера. Глядя на это грандиозное восьмиметровое панно, невольно понимаешь, что у Доры Маар были все основания стать пациенткой психиатрической клиники — ведь она была не просто свидетельницей появления, но и соавтором «Герники», о чем убедительно свидетельствуют сотни негативов и контактных отпечатков, обнаруженных в ее личном архиве после ее смерти. Сюжет огромного панно был рожден реальной историей — трагедией Герники, древнего города близ Бильбао.
Фрагмент «Герники» с головой Минотавра
Ночью 26 апреля 1937 года эскадрилья гитлеровских люфтваффе «Кондор» разбомбила спящий город, погибло более 2000 мирных жителей. Самое страшное в том, что в городе не было военных объектов — это был лишь чудовищный акт устрашения. Размышляя о сущности самого масштабного из пр