
ПАБЛО ПИКАССО
изни многих современных звезд из мира шоу-бизнеса, поскольку Пабло был сам себе «шоу» и сам себе «бизнес», он весело и остроумно, а порой и откровенно цинично издевался над окружающей действительностью, причем умудрялся все это весьма удачно продавать. Как это чаще всего и бывает, сначала он работал на собственное имя, а после имя стало работать на него.
Итак, имя — Пабло («Малый» в переводе) стало точкой отсчета для будущего живописца-авангардиста. Отражая суть его физического естества (а ведь в Пикассо росту было всего 158 сантиметров, и его даже называли «карликовым минотавром») имя породило в молодом художнике комплекс маленького человека, мечтающего о величии, значимости, известности и власти над женщинами. Лишь чувство собственной неполноценности могло толкнуть 19-летнего художника написать на собственном автопортрете фразу «Я — король», ставшую девизом всей его будущей жизни и выражением отношения Пикассо к окружающему миру. Кстати сказать, фамилией Пикассо художник стал подписываться именно с 19-ти лет, ведь это фамилия матери, а не отца. Ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо, но невыразительная фамилия отца не соответствовала амбициозным запросам молодого художника. Тем не менее, склонностью к изобразительному искусству будущий знаменитый авангардист был обязан именно отцу — Хосе Руису Бласко — художнику-любителю, считавшему, что в нем погиб незаурядный талант. Но по поводу собственных достижений в живописи Хосе Руис сетовал недолго — головокружительная карьера сына с лихвой компенсировала нехватку признания искусствоведа, учителя рисования и мастера декоративных росписей, коим и был отец будущей знаменитости. По семейной легенде, когда 10-летний отрок написал свою первую картину, отец, убедившись в гениальности сына, дал обещание никогда более не прикасаться к холсту и подарил собственные кисти и краски сыну, чем принес свой талант в жертву будущей известности гениального Пабло. Как впоследствии выяснится, жертва Хосе Руиса была ненапрасной.
Как показывает практика, если человек нацелен на успех, тот он его рано или поздно достигнет, и для этого ему вовсе не обязательно быть вундеркиндом. Маленький Пабло терпеть не мог школу, и аттестат получил лишь благодаря любезности директора колледжа, который был другом дона Хосе — отца будущего художника. Но родители не слишком переживали, что их сын плохо читает и еще хуже пишет. Зато как мальчик рисует! Пикассо, действительно был талантлив, но формального образования в живописи он так и не получил. Без особых усилий поступив в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо, он так же легко бросил учебу, заявив, что преподаватели — тупицы и учиться у них нечему. Время в Мадриде молодой андалузец не тратил, как ему казалось, зря — помимо Национальной художественной галереи, в которой юный гений знакомился с творчеством Гойи, Веласкеса и Эль-Греко, он ходил по борделям, получая свой первый жизненный опыт. Даже полученная им в неравной схватке с продажной любовью венерическая болезнь не остановила Пикассо, и не отбила у него вкуса к удовольствиям. «Я не стал дожидаться разумного возраста, чтобы начать, — вспоминал Пикассо, — если его дожидаться, именно разум может помешать».
«Девочка на шаре» 1905 (одна из лучших картин «розового периода» Пикассо)
Тут стоит заметить, что сексуальность всегда была главным движущим фактором в жизни Пабло Пикассо, рожденного под знаком Скорпиона — самого сексуального из всех зодиакальных знаков. Точного количества женщин в его жизни не сможет назвать ни один биограф, поскольку Пикассо прожил очень яркую и очень насыщенную в творческом и сексуальном плане жизнь. Фраза из его письма подруге Гертруде Стайн, говорит о многом: «У меня 60 танцовщиц. Ложусь спать поздно. Я знаю всех женщин Рима».
Тем не менее, исследователи творчества главного авангардиста XX века выделяют семь женщин, оставивших яркий след в судьбе и творчестве художника. О том, кем стал для каждой из своих моделей Пабло Пикассо, и чем для них обернулась любовная связь с горячим испанцем, мы еще скажем особо. Сейчас же лишь позволим себе смелое предположение: а не заключался ли секрет творческого и физического долголетия Пикассо в его умении черпать жизненную энергию из неиссякаемых источников женской сексуальности? Ведь из всех его многочисленных пассий лишь одна сумела избежать безумия или суицида. Франсуаза вовремя покинула своего демона-искусителя и вышла замуж за другого мужчину, что позволило ей не потерять рассудок, как это произошло с другими жертвами неистовой любви и ревности горячего андалузского парня по имени Пабло.
Автопортрет андалузца 1907 год
Мы позволим себе изложить несколько любовных историй, всякий раз развивавшихся по очень похожему сценарию: художник встречает девушку, предлагает ей стать натурщицей великого живописца, и тем самым обрасти бессмертие. Девушка соглашается, не в силах противиться сексуальному магнетизму испанского мачо, и какое-то время живет счастливой насыщенной жизнью, пока мастер кисти не встретил новую натурщицу. С этого момента жизнь предыдущей претендентки на бессмертие начинает катиться под откос. Почти все дамы сердца злого гения Пикассо страдали нервными расстройствами, кончали с собой либо сходили с ума. Причем встречал он их абсолютно нормальными, а покидал доведенными до безумия. Первая его большая любовь — Фернанда тронулась умом, вторая — Ева — умерла молодой от рака легких. Ольга Хохлова — третья женщина в «семерке» Пикассо сошла с ума и умерла в одиночестве, а сменившая ее на посту музы Мария-Тереза Вальтер повесилась через 4 года после смерти художника.