Отмеченность и высшее предназначение человека
П. ГЛОБА. ЖИВОЙ ОГОНЬ
Какова роль каждого человека в обществе? Что выделяет человека из общей массы? Почему появляются выдающиеся люди, способные влиять на ход истории? На эти вопросы отвечает учение о хварне (или фарне), занимающее особое место в зороастрийской традиции. Что же такое хварна? Это высшая отмеченность, божественная награда, благодать, святость, дар судьбы, харизма, талант, словом, то, что позволяет человеку подняться над другими, выделиться среди себе подобных. Хварна дает возможность выхода за пределы замкнутого круга нашего мира, изменения своей судьбы и судеб других людей, ускоренной отработки своей кармы и перехода на новый уровень развития. То есть хварна — это шанс подняться над жестким законом мироздания. Считается, что люди с хварной могут влиять на естественный ход событий, управлять временем и пространством, изменять их. На таких людей часто не действует их гороскоп, они живут общемировыми ритмами, их гороскопом становится календарь. В то же время нельзя забывать, что кому много дано, с того много и спрашивается. Ответственность носителей хварны неизмеримо выше, чем у обычных людей. А ведь они, как и все родившиеся на Земле, подвержены искушениям силами зла. Более того, дьявол Ангра-Майнью делает все, чтобы поставить таких людей на службу себе, использовать их возможности в своих целях. К сожалению, ему это часто удается, и тогда мы получаем не просто грешников, а великих грешников. Самые большие грехи может совершать именно тот, кто имеет выдающиеся способности, то есть человек с хварной, ведь он может выделиться на общем фоне как в хорошую, так и в плохую сторону.
К тому же силы зла часто перехватывают дары светлых сил и отдают их не тем, кому они предназначались. Вот как об этом говорится в авестийских текстах. Мудрец спросил Духа Мудрости: «Разве святые существа не даруют людям что-либо помимо этого (помимо того, что предопределено судьбой), по мольбе о благосклонности, повседневному обычаю и заслуге добрых дел?» Здесь «по мольбе о благосклонности» означает получение благодати вследствие молитвы, «по повседневному обычаю» значит вследствие земной работы, исполнения долга, «по заслугам добрых дел» — это кармическое воздаяние. Дух Мудрости отвечал так: «Они даруют, ибо существует то, что они называют судьбой, и Божественное провидение. Судьба — это то, что предписано изначально, а Божественное провидение (или Хварна) — то, что они даруют еще, помимо этого. Но Святые существа отпускают и проявляют в духовном существовании слишком мало от этого вследствие того, что Ариман нечестивый через силу семи планет вымогает и грабит богатства и всякое другое Благо земного существования у добрых и достойных и дает его тем, кто наиболее исполнен зла и недостоинства». То есть здесь опять же подчеркивается оскверненность планет, которые своими сложными перемещениями, своими петлями и взаимовлиянием связаны с кармическими петлями и клубками, с которыми человек рождается. И вследствие этого для получения благодати нужно ориентироваться не на планетные циклы, а на неизменный календарный цикл, на тотемы, которые напрямую связаны с благодатью.
Так что получение хварны — это не гарантия от грехов, все зависит далее от выбора человека.
Поэтому в нашем утерявшем изначальную целостность мире наблюдается следующая неприятная закономерность: чем больше отмеченных людей, людей с хварной, тем больше грехов в обществе. А отнять у них хварну не может никто, так как это явилось бы нарушением закона мироздания, установленного самим Создателем Ахура-Маздой. Поэтому в случае неправильного использования человеком своей хварны включаются высшие силы, восходящие к Зервану и проявляющиеся через циклы Вакшьи, и ставят его на место, даже убирают, стирают его. Это же относится и к тем, которые похитили хварну, незаконно присвоили ее себе. Когда таких людей очень много, то внешне это часто проявляется как стихийные бедствия (землетрясения, цунами, извержения вулканов, ураганы и т.д.) или стихийные движения народных масс (бунты, мятежи, революции, войны, массовые уничтожения противников каких-то идей и т.д.). Один из примеров последнего времени — события конца XIX и начала XX веков. Известно, что в это время выдвинулось множество выдающихся людей, было сделано огромное количество научных открытий, бурно развивалась техника, появилось много ярких талантов в сфере культуры и искусства, возникали и развивались многочисленные новые учения. Но правильно ли распоряжались носители хварны своим даром? Вспомним, что именно тогда были созданы мощнейшие средства убийства, орудия уничтожения (военные самолеты, подводные лодки, химическое оружие и т.д.), человечество сделало первые шаги в запретные для него области знаний, в частности, в ядерную физику. Именно тогда появился целый ряд новых философских учений, пропагандирующих неверие, сатанизм, манихейство, вседозволенность, многие выдающиеся люди посвятили свою жизнь борьбе за социальное переустройство общества на основе «передовых» идей. К чему это привело, мы знаем: тяжелейшая мировая война, волна кровавых революций, переворотов и последующих массовых репрессий, в результате которых погибло большое количество выдающихся людей. При этом надо четко понимать, что включение высших сил в подобных случаях — это не предопределенность, не рок, а то, что в Древней Греции называли ананке — неотвратимое действие стихийных сил, выступающих при этом как всеобщий уравниватель, стирающий, убирающий людей, которые получили хварну, но не сумели ею как следует распорядиться.
Как следует вести себя людям, получившим хварну? Как это ни покажется странным, ответ здесь очень простой: человек с хварной должен стремиться быть таким, как все. Хварна, выделенность человека, дает очень большое искушение отколоться от целостности, противопоставить себя всем остальным людям и миру в целом, объявить себя самодостаточным. То есть это то, что называется грехом гордыни, который, как уже упоминалось, есть первый шаг на пути служения злу. Любой человек должен стремиться к