
ЗЕРВАНИЗМ, КАК САКРАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О ВРЕМЕНИ
Факт древнейшего происхождения Авестийской астрологии, которую также можно назвать зороастрийской и даже зерванитской, вытекает непосредственно из дошедших до наших дней зороастрийских космогонических текстов, одним из коих является «Бундахишн» («Сотворение основ»): «Хормазд произвел освещение между небом и землей звездами созвездий, а также и теми, что вне созвездий, а затем Луной, а после – Солнцем.
Сначала он создал небесную сферу, и определил для нее звезды созвездий, особенно тех двенадцати, чьи имена – Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, которые от своего первотворения были разделены астрономами на 28 делений [пространств, проходимых ежедневно луной среди звезд, и, называемых обычно «лунными стоянками»]. И все подлинно его существа, пребывающие в мире, вверены им [то есть зодиакальным созвездиям, которые имеют особую заботу о благоденствии всего творения], так, что, когда Разрушитель наступает, они одолевают врага, и создания этого мира бывают спасены от напасти». Для зерванитов движение небес и планетарных сфер, как видимое проявление хода Времени, являлось предметом особого внимания и изучения. Всем известный образ восточного мага-звездочета имеет под собой более чем реальное основание, ведь именно в Персидской империи домусульманских времен на базе Космической религии Заратуштры расцвели искусства и науки, среди которых самой священной и почетной считалась астрология. Космические идеи зороастризма обогатились эмпирическими знаниями вавилонян, накопленными ими в течение веков, что определило в дальнейшем мощный толчок в развитии науки о звездах. Зерванизм, как сакральное учение о Времени, стал удивительно благоприятной средой для развития астрологии. Бартел Ван-дер-Варден в своей книге «Пробуждающаяся наука II. Развитие астрономии» пишет об этом следующее: «Древняя астрология предзнаменований была заменена в Персидский период новым предсказательным искусством, гороскопной астрологией, которая до сих пор не выходит из употребления. Самые ранние гороскопы, дошедшие до нас, происходят из Вавилона; древнейший относится к 409 году до Р.Х.». Здесь необходимо отметить то, что к 409 году до Р.Х. Вавилон уже 130 лет находился под государственной властью Персидской империи и под идеологической властью персидской религии, коей была маздаяснийская вера.
Варден, Ван-дер-Варден (van der Waerden) Бартел Лендерт (р. 2.2.1903, Амстердам), математик

Ван дер Варден
В настоящее время большинство современных исследователей согласны с мнением Ван-дер-Вардена о том, что: «Существует тесная связь между Примитивной Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом – фаталистическим поклонением Бесконечному Времени». Насколько «примитивной» была астрология зерванитов, судить не нам, но отметим, что именно культ Бога Времени Зервана, распространившись из Мидии по всему цивилизованному в те времена миру, способствовал развитию астрономии и астрологии. Так, например, четыре формы времени нашли отражение в астрологии зерванитов в определении четырех самых значимых гороскопов человека: гороскопа воплощения духа, гороскопа зачатия (гороскопа души), гороскопа рождения (гороскопа тела) и гороскопа Идама (божественной сущности, данной человеку как возможность подняться над обыденностью и вырваться из замкнутого круга воплощений).
Дальнейший небольшой экскурс в астрологию зерванитов может показаться скучным для читателя, не знакомого с астрологией вообще. Что ж, пролистайте эти страницы. Ну, а для любителей астрологии данная информация станет прекрасным дополнением к уже почерпнутым знаниям. Речь пойдет об особой мистерии неподвижного креста и некоторых принципах зеркального отражения в Зодиаке. Двенадцать учитываемых в современной астрологии показателей, именуемых планетами:
Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хирон и Прозерпина (среди которых, конечно же, не все являются планетами, поскольку Солнце – звезда, Луна – спутник, Хирон – планетоид, а Прозерпина – еще не открытая, гипотетическая планета, находящаяся за орбитой Плутона), – имеют различный статус в различных зодиакальных знаках.
Согласно астрологическим представлениям каждая планета имеет четыре формы проявления – и в этом опять же чувствуется влияние идей зерванизма. Эти четыре формы проявления (обитель, изгнание, экзальтация и падение) можно отождествить с четырьмя математическими действиями (сложение, вычитание, умножение и деление), символически производимыми над планетами в том или ином зодиакальном знаке. В обители планета проявляет свои лучшие качества, в изгнании ее влияние негативно, в экзальтации – максимум положительного влияния, в падении – максимум отрицательного влияния.
В основе структуры влияний планет, устанавливающей каждой планете ее место в зодиакальном круге, лежит так называемый неподвижный крест, состоящий все из тех же ключевых знаков Зодиака – Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, которые у зерванитов считались особо отмеченными. Эта структура остается одинаково гармоничной независимо от того, сколько использовать планет: 7 (как древние астрологи) или 12 (как это делают астрологи современные).
Точкой отсчета в этой системе является знак Льва, как место обители Солнца – главного хронометра нашей системы. Далее по оси Лев-Водолей располагаются планеты по мере удаления их от Солнца: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и т.д.
Заметим, что планета Земля н