
АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ великий русский художник
ьшинстве случаев гарантирует безбедное существование, но лишь творения гениев попадают в сокровищницу мирового искусства. Чтобы не превратиться в заурядного художника-мариниста средней руки Иван Константинович Айвазовский покидает уже покоренную им великолепную северную столицу и возвращается в Феодосию. Позже выяснится, что родной город детства художника станет его же любимым городом-музеем, благоустройству которого разбогатевший художник посвятит огромную часть своего времени и средств. Великого русского художника армянского происхождения можно с полным основанием назвать добрым гением Феодосии, духом-хранителем этого города, поскольку вряд ли найдется еще кто-то, сделавший для Феодосии столь же много. Горожане в знак признательности избрали И. К. Айвазовского первым почетным гражданином города. И было за что: из заработанных благодаря многочисленным выставкам денежных средств, значительную часть Айвазовский тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 году открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м — публичную картинную галерею, которая в 1900 году, в соответствии с его завещанием, перешла в собственность города.
Стоит отметить, что в те времена во всей империи общедоступными были только два художественных музея: Эрмитаж и Румянцевский музей. Иван Айвазовский стал первым художником, который не только не нуждался в средствах, но и сам был меценатом — попечителем двух городских гимназий. В родной Феодосии он основал армянскую школу и типографию, выстроил публичную библиотеку, построил новый и отремонтировал старый армянские храмы, а также возвел православную часовню в честь героя Кавказской войны генерала П. Котляревского. В 1871 году на горе Митридат Иван Айвазовский на собственные средства построил археологический музей, коллекция которого пополнялась предметами древности, найденными им при раскопках на окраинах Феодосии или привезенными художником из многочисленных путешествий.
Благодаря Ивану Константиновичу сооружены торговый порт и железная дорога, при его финансовой поддержке в Феодосию проложили водопровод. Художник писал: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника».
Белая луна в водном знаке зодиака способствовала проявлению в характере Айвазовского не только качеств художника-мариниста, но и щедрого бескорыстного жертвователя, несущего людям чистую воду. Символично то, что в комической карте художника Луна — покровительница воды — находилась в знаке Водолея, льющем воду из двух магических сосудов. Зодиакальный архетип проявился в судьбе великого сына армянского народа в полной мере — со своих многочисленных полотен он буквально изливал на зрителей мириады тонн застывшей («мертвой») воды, и он же провел в родной город водопровод с настоящей чистой «живой» водой, избавив огромное число горожан от тягот и страданий инфекционных болезней. Два потока Водолея — направления жизни (в служении искусству и миру) — едва ли не основной зодиакальной сюжет интереснейшей земной жизни гения.
.
Во всяком случае, Иван Константинович Айвазовский был первым из художников, кто начал устраивать платные выставки своих работ, приносившие ему постоянный стабильный доход. Но самое главное — как и куда он тратил заработанные капиталы. Черная Луна у него была в Тельце — знаке материальных накоплений, а Белая Луна — в Скорпионе, знаке освобождения от уз материи. Иван Константинович жил, руководствуясь Законом Божьим, жертвуя деньги на благотворительные нужды, но при этом он действовал строго в русле светлого пути своего гороскопа. Так порой случается — особо талантливым и духовным людям удается интуитивно нащупать тончайшую нить судьбы, и, следуя по ней, выйти, в конце концов, из мрака земного существования к Вечному неизбывному Свету. Такие люди могут спокойно обходиться без знания своего индивидуального гороскопа — ведь их ведут свыше те силы, которые инициировали сошествие этих блаженных душ в наш суетный мир.
Зороастрийский календарь. Год Бобра 2009-2010 г.